2) моральный климат, который определяется моральными ценностями общепринятыми в данном коллективе;
3) и психологический климат, то есть неофициальная атмосфера, которая складывается между работниками, находящимися в непосредственном контакте друг с другом [6, с. 98].
А. Фернхем включает в понятие психологического климата систему межличностных отношений:
ü психологических по природе (симпатия, антипатия, дружба);
ü психологические механизмы взаимодействия между людьми (подражание, сопереживание, содействие);
ü систему взаимных требований, общее настроение, общий стиль совместной трудовой деятельности, интеллектуальное, эмоциональное и волевое единство коллектива [49, с. 54].
По мнению К.К. Платонова социально-психологический климат – это такое свойство группы, которое определяется межличностными отношениями, создающими стойкие групповые настроения и мысли от которых зависит степень активности в достижении целей, стоящих перед группой [35, с. 108].
Другие толкования понятия «социально-психологический климат» включают в себя такие положения, как:
- собрание людей, включенных в последовательно координированную деятельность, сознательно или бессознательно подчиненную общей цели, достижение которой приносит участникам удовлетворение;
- миниатюрная социальная система, посредством исследования которой можно прийти к пониманию социального устройства в целом;
- жизненное пространство личности [47, с. 59].
Определения, даваемые климату, часто либо слишком узкие и отражают лишь одну из его сторон (эмоциональную, нравственную), либо слишком широкие и не достаточно систематизированные. На основе анализа имеющихся в литературе определений и разработок в социальной психологии А.Г. Ковалевым и В.И. Панферовым было предложено следующее определение социально-психологического климата, которое мы примем за основное. Итак, социально-психологический климат – это специфическое социально-психологическое явление, которое складывается в коллективе под влиянием той сложной системы взаимоотношений, в которой находятся члены коллектива между собой и с окружающей социальной средой в процессе труда и общения, проявляется в эмоциональном, поведенческом, когнитивном, нравственном и идеологическом плане, воздействует на активность личности и деятельности коллектива [16, с. 93].
При всем при этом стоит отметить, что многообразие определения понятия «социально-психологический климат» вызвано многообразием теоретических подходов, на базе которых эти определения сформировались. К началу 70-х годов, как отмечают Р.Л. Кричевский и Е.М. Дубовская, зарубежные авторы насчитывали девять концепций, определивших развитие групповой психологии. К ним относятся:
1) теория поля, которая берет начало в работах К. Левина и основывается на его тезисе, что поведение личности есть продукт поля взаимозависимых детерминант (жизненным или социальным пространством личности). Целостной теории группы в рамках этого подхода создано не было, однако он лег в основу частных теорий групповой психологии: теории сплоченности, теории социальной власти, теории соперничества – сотрудничества, теории внутригруппового давления, теории групповых притязаний;
2) интеракционистская концепция, согласно которой, группа есть система взаимодействующих индивидуумов, функционирование которых в группе описывается тремя основными понятиями: индивидуальная активность, взаимодействие и отношение. В рамках этой теории исследуются структурные аспекты группы;
3) теория систем. Этот подход рассматривает группу как систему взаимосвязанных позиций и полей, делая акцент на групповых «входах» и «выходах», рассматривая группу как открытую систему;
4) социометрическое направление представляет группу через анализ внутригрупповых отношений;
Результаты исследования уровня психологической адаптации
Блок № 2 "Успешность адаптации".
1. Одним из важнейших компонентов профессионального становления для молодых специалистов является удовлетворенность выбранной специальностью.
Вопрос анкеты: "Представьте, что Вам 17 и Вы решаете, куда пойти учиться, Вы":
Таблица 2.2 Распределение ответов сотрудников на вопрос: &quo ...
“Вспомни”
Цель упражнения: Упражнение проводится в конце дня, перед тем как участники будут высказывать свои впечатления от работы. Его выполнение позволяет лучше запомнить структурировать приобретенный опыт.
Инструкция: Все участники садятся по кругу.
«Сядьте так, чтобы вам было удобно. Закройте глаза и вспомните все, что вы делали сегодня в г ...
Результаты исследования
Анализ данных, полученных в начале учебного года по тесту М. Рокича (см. Таблицу 1) выявил определенные гендерные различия в определении жизненных ценностей подростков.
Девочками первые места были отведены таким ценностям как «счастливая семейная жизнь (4,55), «интересная работа» (4,35), «любовь» (4,26).
Лидирующее положение занимают ...