Эмпирическое исследование ценностных ориентаций подростков. Процедура проведения исследования
Страница 3

Психология » Исследование ценностных ориентаций в подростковом возрасте » Эмпирическое исследование ценностных ориентаций подростков. Процедура проведения исследования

Традиции. Мотивационная цель данного типа – уважение, принятие обычаев и идей, существующих в данной культуре, и следование им.

Конформность. Определяющая цель этого мотивационного типа состоит в сдерживании и предотвращении побуждений и действий, которые могут причинить вред другим или не соответствует социальным ожиданиям. По мнению Ш. Шварца, данный тип ценностей происходит от требования сдерживать склонности, имеющие негативные социальные последствия.

Безопасность. Мотивационная цель типа – безопасность для других людей и себя, гармония, стабильность общества и взаимоотношений.

Первая часть опросника состоит из двух списков ценностей. Первый список содержит «терминальные» (по М. Рокичу) ценности, во втором списке представлены инструментальные ценности (всего 57 ценностей). Все они имеют ясную мотивационную цель. Испытуемому предлагается оценить степень важности каждой ценности как «руководящего принципа его жизни» по 9-ти бальной шкале (от -1 до 7, включая 0). Чем выше балл, тем более важной представляется испытуемому данная ценность.

Вторая часть опросника («Профиль личности») направлена на изучение реально действующих ценностей личности, индивидуальных приоритетов, наиболее часто проявляющихся в поведении человека. Данные, полученные по первой и второй части методики, обычно не совпадают, поскольку ценностные приоритеты личности на уровне нормативных идеалов не всегда реализуются вследствие ограничения возможностей человека или группового давления. Во второй части опросника приводится список из сорока описаний личности человека, соответствующих одному из десяти типов ценностей. Испытуемый должен оценить, в какой степени каждый описанный человек похож или непохож на него. Используется шкала из пяти позиций: от «очень похож на меня» до «совсем не похож на меня».

Нами была проведена групповая форма опроса. Обработка результатов проводилась путем соотнесения ответов каждого испытуемого с соответствующим ключом. В нем указаны номера пунктов обеих частей опросника, соответствующие каждому типу ценностей. Средний балл по данному типу ценности показывает степень ее значимости.

При первичной обработке данных по каждой части опросника («Обзор ценностей» и «Профили личности»») вычисляется средний балл для выбранных испытуемым ответов в соответствии с ключом. Обработка проводилась отдельно для каждого из 10 типов ценностных ориентаций. Величина этого среднего балла по отношению к другим позволяет судить о степени значимости этого типа ценностей для испытуемого, а средние показатели типов ценностей по группам – о соотношении значимости типов ценностей отдельно для мальчиков и для девочек.

Полученные нами данные сведены в таблицы 2, 3,4,5.

В течение учебного периода психологом гимназии совместно с педагогическим коллективом бы проведен ряд педагогико-воспитательных мероприятий, направленных на профориентацию подростков, нравственное и трудовое воспитание, развитие кругозора. После чего, в конце учебного года нами проведено повторное исследование ценностных ориентаций подростков данного класса. Полученные данные представлены в таблицах 6,7,8, 9, 10.

Таблица 1.

Средние показатели значимости типов ценностей по методике М. Рокича в группе 9-классников в начале учебного года

Список «терминальных ценностей

По группе в целом

девушки

юноши

Активная, деятельная жизнь

3,65

3,80

3,50

Здоровье

4,14

4,00

4,28

Красота природы и искусства

3,32

3,65

3,20

Материально обеспеченная жизнь

3,46

3,45

3,47

Спокойствие в стране, мир

3,15

3,30

3,00

Познание, интеллектуальное развитие

3,87

3,60

4,35

Независимость суждений и оценок

3,60

3,20

3,80

Счастливая семейная жизнь

4,35

4,55

4,20

Уверенность в себе

3,48

3,40

3,52

Жизненная мудрость

3,18

3,18

3,18

Интересная работа

4,42

4,35

4,50

Любовь

3,95

4,26

3,65

Наличие верных и хороших друзей

4,22

4,00

4,35

Общественное признание

3,10

3,00

3,20

Равенство (в возможностях)

3,62

3,75

3,50

Свобода поступков и действий

3,47

3,58

3,36

Творческая деятельность

3,34

3,25

3,34

Получение удовольствий

3,12

3,25

3,00

Аккуратность

3,31

3,30

3,32

Жизнерадостность

4,40

4,45

4,35

Непримиримость к своим и чужим недостаткам

3,39

3,56

3,62

Ответственность

3,85

4,15

3,60

Самоконтроль

3,43

3,46

3, 40

Смелость в отстаивании своего мнения

3,62

3,40

3,85

Терпимость к мнению других

3,24

3,20

3,28

Честность

4,26

4,12

4,46

Воспитанность

3,45

3,85

3,10

Исполнительность

3,04

3,18

3,00

Рационализм (умение принимать обдуманные решения)

4,29

4,35

4,24

Трудолюбие

3,28

3,34

3,23

Высокие запросы

3,30

3,00

3,60

Независимость

3,66

3,54

3,78

Образованность

3.30

3,00.

3,60

Твердая воля

3,35

3,00

3,70

Широта взглядов

3,64

3,44

3,84

Чуткость

4,10

4,20

4,00

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Особенности эмоциональной сферы младших школьников
Поступление ребенка в школу знаменует собой не только начало перехода познавательных процессов на новый уровень развития, но и возникновение условий для личностного роста человека. Психологи не раз отмечали, что в этот период времени ведущей для ребенка становится учебная деятельность. Особенностью детей младшего школьного возраста явля ...

Когнитивные процессы и их влияние на формирование стереотипов. Категоризация
В своей повседневной жизни мы сталкиваемся с множеством стимулов – с объектами окружающего мира; с людьми, которых мы встречаем; с тем, что мы слышим или говорим, – и практически невозможно, чтобы мы отследили их все. То есть когда наше сознание создает ментальные образы всех людей, мест, событий, ситуаций и действий, с которыми мы стал ...

Свойства, функции и виды стереотипов
Как таковые свойства стереотипов изучены недостаточно в работах и западных и отечественных исследователей. Однако, на наш взгляд, все же можно выделить ряд свойств, наиболее часто упоминаемых в психологической литературе. Основные свойства стереотипа: 1) Не развитый когнитивный компонент; 2) Поляризованность оценки (завышение оценки ...