Во второй главе нашей работы мы определили особенности самооценки и статусное положение подростков в классе.
Реализованная на практике модель процесса формирования адекватности самооценки позволит выявить определённые результаты, которые требуют экспериментального подтверждения. Поэтому на третьем этапе проводилось контрольное исследование, целью которого было следующее:
1. оценить результаты формирующего эксперимента по статусному положению в группе;
2. выявить особенности развития самооценки и уровня притязаний после проведения формирующего эксперимента.
Для решения поставленных задач воспользуемся следующими методами и методиками:
1)Тест по определению социально-психологического типа личности;
2)Тест диагностики организаторских и коммуникативных способностей «КОс»;
3)16 - факторный опросник Раймонда Кеттелла;
4) методы математической статистики, Т-критерии Вилкоксона.
В теоретической части нашего исследования отмечалось, что неадекватная самооценка обусловлена главным образом сферой межличностных отношений. Поэтому одной из целей коррекционной работы было формирование конструктивных навыков общения со сверстниками, что ведёт к более гуманным отношениям в социальной среде и, соответственно, к формированию адекватной самооценки.
Констатирующий эксперимент проводился в 2007 -2008 годах на базе МОУ СОШ №18 г. Челябинска в 5-м классе без специализированных уклонов на детях в количестве 26 человек.
На первом этапе проводилась методика «Тест по определению социально психологического типа личности» с целью определить изменения в социально-психологическом типе личности подростков.
В результате категории типов личности каждого ребенка в экспериментальной группе:
Гармоничный тип личности – 2 человека;
Интровертивный тип личности – 5 человек;
Конформный тип личности – 3 человека;
Сензитивный тип личности –5 человек;
Инфантильный тип личности – 5 человек;
Доминирующий тип личности – 3 человека;
Тревожный тип личности – 3 человека.
Исходя из полученных данных, можно сделать вывод (смотри график 3.1.):
- в экспериментальной группе из 8% детей имеют гармонично-развитый тип личности и относятся к 1-й группе, более 54% детей то же имеют благоприятный социально психологический тип личности и относятся ко 2-й группе, 38% относятся к 3-третьей группе;
На втором этапе проводилось повторное тестирование по методике «Тест по определению социально-психологического типа личности» с целью определения типа личности подростка и его изменения.
Результаты проведения представленной методики в группе детей подросткового возраста выглядят следующим образом:
в экспериментальной группе (график 3.2.) из общего количества детей:
Гармоничный тип личности –2 человека;
Интровертивный тип личности – 3 человека;
Конформный тип личности – 3 человека;
Сензитивный тип личности – 7 человек;
Инфантильный тип личности – 7 человек;
Доминирующий тип личности – 2 человека;
Тревожный тип личности – 2 человека.
Результаты вторичного проведения методики, «Тест по определению социального типа личности подростка», имеем следующие результаты: к 1-й группе типологии личности подростка относится 8% детей имеющих гармонично-развитый тип личности, ко 2-й группе относится 62% детей имеющих благоприятный тип личности, к 3-й группе относится 30% детей склонные к конфликтному общению.
Также следует отметить, что после коррекционно-развивающей программы уровень притязаний уменьшился у ряда подростков, что ведёт к более правильному и, следовательно, к бесконфликтному общению.
1 группа 2 группа 3 группа 4 группа 5 группа
График 3.2. Исследование коммуникативных качеств личности до и после коррекционно-развивающей программы и дифференцирование их на группы.
На третьем этапе мы проводили опрос подростков с помощью методики «КОс» для проверки изменения коммуникативных навыков.
Результаты проведения представленной методики в группе детей подросткового возраста выглядят следующим образом:
Результаты до коррекционной работы:
8 % имеет 1-ю группу коммуникативных качеств личности;
12 % имеет 2-ю группу коммуникативных качеств личности;
Методики исследования
В соответствии с поставленными задачами были выбраны следующие методики сбора данных: тест-опросник определения эмоционального интеллекта Д. Гоулмана [52] ; "Шкала проявления личностной тревоги" Дж. Тейлор [36].
Тест-опросник определения эмоционального интеллекта Д. Гоулмана.
Испытуемым предлагалась следующая инструкция: &qu ...
Проблема изучения
внимания как избирательной направленности на объект. История изучения
В психологии различают внимание непроизвольное, произвольное и после - произвольную. Все разновидности внимания тесно взаимосвязаны и при определенных условиях переходят один в один. Непроизвольное внимание возникает неожиданно, независимо от сознания, непредсказуемо по условиям деятельности или отдыха, на досуге, под влиянием разнообра ...
Использование других методов изучения
межличностных отношений.
Для исследования межличностных отношений в группе используют методики одни из которых предназначены главным образом для исследования групповых процессов, а другие – для изучения личности и место каждого ребенка в структуре группы. Эти методики направлены на количественный и качественный анализ изучаемых явлений и способов обработки пол ...