Психологическая защита – это специальная система стабилизации личности, направленная на ограждение сознания от неприятных, травмирующих переживаний, сопряженных с внутренними и внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта. Ниже мы предлагаем краткую характеристику специальных механизмов защиты (отрицание, подавление, рационализация, вытеснение, проекция, идентификация, замещение, сновидение, сублимация, катарсис, отчуждение)
Отрицание – это стремление избежать новой информации, несовместимой со сложившимися положительными представлениями о себе. Один из главных механизмов подавления страха, с помощью которого опасность «отодвигается» и прекращает свое существование.
Вытеснение – это избегание внутреннего конфликта путем активного выключения из сознания. Вытеснение выполняет защитную функцию, не допуская в сознание желаний, идущих в разрез с нравственными ценностями, обеспечивает приличие и благоразумие.
Подавление – это блокирование неприятной информации. Подавление наблюдается при сдерживании эмоций страха и преодолении зависимости от агрессора.
Рационализация – защита, связанная с осознанием и использованием в мышлении только той части воспринимаемой информации, благодаря которой собственное поведение представляет как хорошо контролируемое и не противоречащее объективным обстоятельствам. Использование разумных объяснений неразумному поведению. Этот вид защиты чаще всего используется людьми с сильным самоконтролем.
Проекция – вид защиты, который связан с бессознательным переносом собственных чувств, желаний и стремлений на других с целью перекладывания ответственности за то, что происходит внутри «Я», на окружающий мир. Перенос ответственности за свои поступки на окружающих. Проекция позволяет защититься от неприятия себя окружающими.
Идентификация – разновидность проекции, связанная с переносом на себя желаемых чувств и качеств. Возвышение себя до другого путем расширения границ «Я». Этот механизм защиты используется как путь повышения самооценки.
Замещение – это защита от тревожащей или даже нестерпимой ситуации с помощью переноса реакции с «недоступного» объекта на «доступный». Замещение дает возможность справиться с гневом, который не может быть выражен прямо.
Сновидение – вид замещения, в котором происходит перенос недоступного действия в иной план: из реального мира в мир сновидений. В сновидении конфликт устраняется не на основе его логического разрешения, а с помощью языка образов.
Сублимация – это замещение инстинктивного действия реализации цели и использование вместо него иного, не противоречащего высшим социальным ценностям, это способ использования иного пути разрядки напряженности. Снижает чувство тревоги, приводит к социально одобряемому результату.
Катарсис – защита, связанная с таким изменениям ценностей, которое приводит к ослаблению влияния травмирующего фактора. Катарсис несет очистительный эффект. Средство защиты личности от необузданного импульса.
Каких рисков стоит избегать?
О сильных мира сего лучше молчать: говорить о них хорошо… значит льстить им; говорить о них дурно - опасно, пока они живы, и подло, когда они мертвы. (Жан де Лабрюйер)
Кто не рискует, тот не пьет шампанского. Но всякий ли риск оправдан? Остерегайтесь следующих видов риска:
1. Ориентации на отношения приводит к потере времени. Эксперим ...
Эмпирическое исследование расхождений в представлениях об
основных составляющих профессии психолога-менеджера между студентами и их преподавателями
в ВУЗе. Программа исследования.
Цель исследования:
Выявить и проанализировать возможные расхождения в представлениях об основных составляющих профессии психолога-менеджера между студентами и педагогическим составом факультета психологии для оптимизации педагогического процесса.
Задачи эмпирического исследования:
Выдвинуть гипотезы относительно возможных расхождений ...
Жан Пиаже
Подход, предложенный Жаном Пиаже, значительно отличается от теории развития личности Фрейда. Жан Пиаже исследовал когнитивное развитие, или процесс обучения мышлению. Согласно его теории, на каждой стадии когнитивного развития формируются новые навыки, определяющие пределы того, чему на данной стадии можно научить человека. Дети проходя ...