Цвет
– одно из свойств объектов материального мира, воспринимаемое как зрительное ощущение. Зрительные ощущения возникают под действием на органы зрения света – электромагнитного излучения видимого диапазона спектра.
Воздействие цвета на человека многогранно. В повседневной жизни он определяет наше настроение и самочувствие, оказывает влияние на работоспособность и психологическое состояние. Поэтому понимание того, что на самом деле представляют собой цвет, психология его восприятия и механизмы воздействия на цветовые рецептор нашего глаза очень важно для правильного применения его на практике.
Для того чтобы «увидеть» цвет, нужны три вещи:
· источник света;
· объект;
· ваш глаз (приемник излучения).
Источник света
Объект
Глаз человека
Существует два аспекта восприятия цвета и света:
• Первый аспект – биология.
• Второй аспект – физика. Свет попадает на квадрат и отражается
С биологической точки
зрения ощущение цвета возникает в мозге при возбуждении цветочувствительных клеток – рецепторов глазной сетчатки человека или другого животного, колбочках. У человека и приматов существует три вида колбочек – «красные», «зелёные» и «синие», соответственно.
Светочувствительность колбочек невысока, поэтому для хорошего восприятия цвета необходима достаточная освещённость или яркость. Наиболее богаты цветовыми рецепторами центральные части сетчатки. Физиологами и оптиками давно установлен факт избирательной чувствительности человеческого зрения к волнам различной длины (рис. 2). В упрощенном изложении, без привлечения графиков чувствительности палочек и колбочек, это значит, что в обычных обстоятельствах человек хорошо воспринимает зеленый цвет, несколько хуже – красный и хуже всего – синий цвет. Каждое цветовое ощущение у человека может быть представлено в виде суммы ощущений этих трех цветов (т. н. трёхкомпонентная теория цветового зрения). Заметим, что у птиц и рептилий зрение четырёхкомпонентно и включает рецепторы ближнего ультрафиолета, выше 300 нм. При восприятии цвета наиболее высокочувствительные рецепторы сумеречного зрения – палочки – автоматически отключаются.
Рис. 2 Средние нормализованные спектральные характеристики чувствительности цветовых рецепторов человека – колбочек. Пунктиром показана чувствительность палочек – рецепторов сумеречного зрения.
Диапазон длины волны зрительных ощущений (цвета) находится в пределах 380–760 мкм. Физические свойства света тесно связаны со свойствами вызываемого ими ощущения: с изменением мощности света меняется яркость цвета излучателя или светлота цвета окрашенных поверхностей и сред. С изменением длины волны меняется цветность, которая идентична с понятием цвета, ее мы определяем словами «синий», «желтый», «красный», «оранжевый» и пр. Что представлено видимым спектром света (рис 3).
Рис. 3 Непрерывный оптический спектр
Таблица 1 – Соответствие цвета различным диапазонам длин волн
Цвет |
Диапазон длин волн, нм |
Диапазон частот, ГГц |
Диапазон энергии фотонов, эВ |
Красный |
625–740 |
480–405 |
1,68–1,98 |
Оранжевый |
590–625 |
510–480 |
1,98–2,10 |
Жёлтый |
565–590 |
530–510 |
2,10–2,19 |
Зелёный |
500–565 |
600–530 |
2,19–2,48 |
Голубой |
485–500 |
620–600 |
2,48–2,56 |
Синий |
440–485 |
680–620 |
2,56–2,82 |
Фиолетовый |
380–440 |
790–680 |
2,82–3,26 |
Критика предшествовавших исследований
Отличительной особенностью данного исследование является критика используемых ранее методов и попытка поиска лучшей модели исследования. Так, авторы утверждают, что прошлые исследования опирались на модели с существенными минусами: возможность анализа структуры только дисперсий и ковариаций исследуемых параметров; наличие необоснованных ...
Практические задания по изучению ощущений и восприятия (опыты). Опыт 1. Ощущения и восприятие.
Ход опыта. Испытуемый закрывает глаза, ему на ладонь кладут какой-нибудь небольшой предмет и, не ощупывая предмет, испытуемый отвечает на вопрос: «что вы можете сказать о предмете? Он легкий? Холодный?». Так выявляются отдельные ощущения. Затем с закрытыми глазами испытуемый ощупывают предмет, формируют целостный образ предмета, отвечая ...
Основы процесса обучения и воспитания младших школьников
«Учебная деятельность – это деятельность направленная, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий … такая деятельность должна побуждаться адекватными мотивами, ими могут быть…мотивы приобретения обобщенных способов действий, или, проще говоря, мотивы собственного роста, собственного соверш ...