Цвет
– одно из свойств объектов материального мира, воспринимаемое как зрительное ощущение. Зрительные ощущения возникают под действием на органы зрения света – электромагнитного излучения видимого диапазона спектра.
Воздействие цвета на человека многогранно. В повседневной жизни он определяет наше настроение и самочувствие, оказывает влияние на работоспособность и психологическое состояние. Поэтому понимание того, что на самом деле представляют собой цвет, психология его восприятия и механизмы воздействия на цветовые рецептор нашего глаза очень важно для правильного применения его на практике.
Для того чтобы «увидеть» цвет, нужны три вещи:
· источник света;
· объект;
· ваш глаз (приемник излучения).
Источник света
Объект
Глаз человека
Существует два аспекта восприятия цвета и света:
• Первый аспект – биология.
• Второй аспект – физика. Свет попадает на квадрат и отражается
С биологической точки
зрения ощущение цвета возникает в мозге при возбуждении цветочувствительных клеток – рецепторов глазной сетчатки человека или другого животного, колбочках. У человека и приматов существует три вида колбочек – «красные», «зелёные» и «синие», соответственно.
Светочувствительность колбочек невысока, поэтому для хорошего восприятия цвета необходима достаточная освещённость или яркость. Наиболее богаты цветовыми рецепторами центральные части сетчатки. Физиологами и оптиками давно установлен факт избирательной чувствительности человеческого зрения к волнам различной длины (рис. 2). В упрощенном изложении, без привлечения графиков чувствительности палочек и колбочек, это значит, что в обычных обстоятельствах человек хорошо воспринимает зеленый цвет, несколько хуже – красный и хуже всего – синий цвет. Каждое цветовое ощущение у человека может быть представлено в виде суммы ощущений этих трех цветов (т. н. трёхкомпонентная теория цветового зрения). Заметим, что у птиц и рептилий зрение четырёхкомпонентно и включает рецепторы ближнего ультрафиолета, выше 300 нм. При восприятии цвета наиболее высокочувствительные рецепторы сумеречного зрения – палочки – автоматически отключаются.
Рис. 2 Средние нормализованные спектральные характеристики чувствительности цветовых рецепторов человека – колбочек. Пунктиром показана чувствительность палочек – рецепторов сумеречного зрения.
Диапазон длины волны зрительных ощущений (цвета) находится в пределах 380–760 мкм. Физические свойства света тесно связаны со свойствами вызываемого ими ощущения: с изменением мощности света меняется яркость цвета излучателя или светлота цвета окрашенных поверхностей и сред. С изменением длины волны меняется цветность, которая идентична с понятием цвета, ее мы определяем словами «синий», «желтый», «красный», «оранжевый» и пр. Что представлено видимым спектром света (рис 3).
Рис. 3 Непрерывный оптический спектр
Таблица 1 – Соответствие цвета различным диапазонам длин волн
Цвет |
Диапазон длин волн, нм |
Диапазон частот, ГГц |
Диапазон энергии фотонов, эВ |
Красный |
625–740 |
480–405 |
1,68–1,98 |
Оранжевый |
590–625 |
510–480 |
1,98–2,10 |
Жёлтый |
565–590 |
530–510 |
2,10–2,19 |
Зелёный |
500–565 |
600–530 |
2,19–2,48 |
Голубой |
485–500 |
620–600 |
2,48–2,56 |
Синий |
440–485 |
680–620 |
2,56–2,82 |
Фиолетовый |
380–440 |
790–680 |
2,82–3,26 |
Система работы по формированию волевых качеств дошкольников через подвижную
игру
Игра в жизни дошкольника занимает огромное место, и имеет важное значение для психического и эмоционально-волевого развития ребенка. Для того чтобы игра дошкольника носила не только развивающий характер, но и способствовала развитию волевых качеств это должна быть:
а) игра по правилам или с правилами;
б) коллективная, партнерская игра ...
Самооценка личности в студенческой среде
Об истинных своих достоинствах, как, впрочем, и о недостатках, человек часто и не подозревает.
Набережные Челны называют молодым городом или городом молодежи. Несколько лет назад средний возраст жителя составлял 27 лет, а на данный момент он приближается к 30. Но в то же время наш город можно назвать городом крушения надежды. Гигантска ...
Факторы,
детерминирующие профессионально обусловленные кризисы профессиональной деятельности
по выбору
Основываясь на концепции профессионального становления личности, кризисы можно определить как резкие изменения вектора ее профессионального развития. Непродолжительные по времени, они наиболее ярко проявляются при переходе от одной стадии профессионального становления к другой. Кризисы протекают, как правило, без ярко выраженных изменен ...