III этап –
контрольный. С целью проверки эффективности проводимой с коррекционной программы, направленной на снижение уровня тревожности, была проведена повторная психологическая диагностика, с использованием тех же методик, что и на начальном этапе, и которая позволила проследить динамику снижения тревожности у детей дошкольного возраста экспериментальной группы.
Результаты контрольного эксперимента показали, что у большинства детей, посетивших наши занятия, стали заметны улучшения в эмоциональной сфере.
Рассматривая рисунки детей видим динамику снижения у детей агрессивности, тревожности и других отрицательных эмоциональных состояний.
Если в начале коррекционных занятий дети использовали тревожные цвета, хотя сюжет рисунка в основном выбирался детьми положительный, что говорит о том, что дети активно освобождались от негативных переживаний, то, по прошествии половины занятий – и линии и цвета в рисунках детей стали заметнее мягче, спокойнее. Ну а в завершении коррекционной работы рисунки стали приобретать радостную и светлую окраску, и сюжет, и содержание рисунков поменялся в лучшую сторону.
По результатам коррекционной работы и проведения контрольного диагностирования уровня тревожности по методике Р.Тэммла, М.Дорки, В.Амена, получены следующие данные (табл.3).
Таблица 3 – Уровень тревожности (методика Р.Тэммла, М.Дорки, В.Амена)
Уровень тревожности | |||||||||||
Высокий |
Средний |
Низкий | |||||||||
Количество детей |
% |
Количество детей |
% |
Количество детей |
% | ||||||
м |
д |
м |
д |
м |
д |
м |
д |
м |
д |
м |
д |
1 |
2 |
5,5 |
11,0 |
4 |
2 |
22,2 |
11,0 |
5 |
4 |
27,8 |
22,5 |
Отобразим обобщенные показатели (мальчики и девочки) графически (рис.1).
Рисунок 1 – Сравнение результатов диагностики уровня тревожности
(методика Р.Тэммла, М.Дорки, В.Амена)
Как видим, почти у 50% детей удалось снизить тревожность и страхи до оптимального уровня.
После проведения коррекционной работы и контрольного диагностирования по методике «Кактус», также произошла динамика в сторону снижения, обеспечившая переход детей в подгруппы с более благоприятным уровнем тревожности.
Результаты сравнительного анализа представлены на рис.2.
|
контрольного эксперимента, по методике «Кактус»
Посмотрим на показатели после коррекции по результатам повторного анкетирования по уровню тревожности, представленные в таблице 4.
Таблица 4 - Результаты диагностики повторного анкетирования на этапе контрольного эксперимента (по опроснику Г.П.Лаврентьевой, Т.М.Титаренко)
№ п/п |
Имя Ф. |
Пол |
Возраст |
Тревожность | ||
низкая |
средняя |
высокая | ||||
1 |
Катя Б. |
ж |
6 |
+ | ||
2 |
Сережа К. |
м |
6 |
+ | ||
3 |
Саша Р. |
м |
6 |
+ | ||
4 |
Паша В. |
м |
6 |
+ | ||
5 |
Саша П. |
м |
6 |
+ | ||
6 |
Сережа Б. |
м |
6 |
+ | ||
7 |
Лиза А. |
ж |
6 |
+ | ||
8 |
Саша Ж. |
м |
6 |
+ | ||
9 |
Влад П. |
м |
6 |
+ | ||
10 |
Олеся А. |
ж |
6 |
+ | ||
11 |
Лиза М. |
ж |
6 |
+ | ||
12 |
Егор Б. |
м |
6 |
+ | ||
13 |
Софья К. |
ж |
6 |
+ | ||
14 |
Дарина О. |
ж |
6 |
+ | ||
15 |
Денис А. |
м |
6 |
+ | ||
16 |
Дарина П. |
ж |
6 |
+ | ||
17 |
Ваня З. |
м |
6 |
+ | ||
18 |
Вадим О. |
м |
6 |
+ |
«Что означают
цвета»
Умение выражать свое состояние с помощью цвета ...
Теоретический анализ проблемы взаимосвязи
эмоционального интеллекта и тревоги. Понятие эмоций в психологических исследованиях
Психология эмоций как наука едва достигла своего совершеннолетия.
Довольно странно, что такая актуальная тема больше века оставалась в тени развития. Исследователи человеческой природы еще до появления научных данных, понимали важность эмоций для самосознания человека и его социальных отношений. Однако психология игнорировала эмоции фа ...
Коррекцию эмоциональных нарушений у младшего подростка
Анализ и обработка результатов. Рекомендации учителям и родителям по работе с тревожными младшими подростками.
В социально-реабилитационном центре активно используется арттерапия. Дети с удовольствием посещают кружок бисероплетения, а также лепят фигурки из теста, поют, рисуют.
С целью снижения тревожности, выявленной в результате пси ...