На первом этапе — изучалась и анализировалась психолого-педагогическая литература, методическая литература для исследования проблемы, определялись методологические основы и понятийный аппарат по проблеме исследования, проводилась психологическая диагностика социального типа личности подростка, определялась динамика развития, выявлялись любые проявления дискомфорта у детей. Определялись: проблема, объект, предмет, цель и задачи исследования, выдвигалась рабочая гипотеза. На основе анализа экспериментального исследования осуществлялась разработка модели процесса формирующего тип личности подростка и уточнялась программа следующего этапа исследования. Ведущими методами исследования на данном этапе являлись: теоретический анализ литературы, эксперимент, тестирование с применением методики Реймонда Кеттелла, 16-и факторный опросник, методика для преподавателей «Коммуникативные организаторские способности» и «Тест по определению социально-психологического типа личности».
На втором этапе теоретико-экспериментальном - создавались психолого-педагогические условия для формирования социально-психологического типа личности подростков в процессе обучения и общения, с учителями и сверстниками. Разрабатывалась структура и содержание коррекционных занятий. Проводился формирующий этап эксперимента с целью реализации модели, процесса формирования типа личности подростков. На данном этапе использовались следующие методы: наблюдение, эксперимент по формированию социального типа личности подростков, с помощью ролевых игр, психологических игр, дискуссионных игр и методов психологической поддержки.
Третий этап — обобщающий - посвящен оценке эффективности коррекционной работы по формированию социального типа личности у детей подросткового возраста.
Данное исследование проводилось в экспериментальной группе из 19 человек. Исследование проводилось в групповом режиме, в привычной обстановке.
В процессе исследования были использованы методы наблюдения и тестирования.
Исходя из гипотезы, исследование было спланировано следующим образом:
1 этап- исследование межличностных взаимоотношений и установление типологии личности подростка.
2 этап- изучение коммуникативных качеств личности подростков.
3 этап- анализ, обработка, интерпретация итогов исследования.
Описание методик:
«Тест диагностики коммуникативных и организаторских способностей»
Профконсультационная работа с подростакми позволяет выявить такие качества как коммуникативные способности или организаторские.
Инструкция.
В бланке ответов напротив номера вопроса поставить «+», если согласны с утверждением, или «-», если не согласны с утверждением.
«Тест по определению социально-психологического типа личности подростка» «В.М. Минияров»
Данный тест предназначен для выяснения социально-психологического типа личности. Этот тест позволяет проводить его на подростках.
Условия заполнения теста
1. Из противоположных по значению личностных качеств необходимо выбрать одно.
1. Если не удается соблюсти первое условие, то в случае 50% проявления обоих качеств, следует отметить отрицательное.
1. Если положительное качество проявляется в большей степени, но присутствует и отрицательное, то можно отметить оба качества.
1. Если личностные качества не наблюдаются, то можно не отмечать.
Понятие и модели эмоционального интеллекта
Первоначально понятие "эмоциональный интеллект" было связано с социальным интеллектом. Оно появилось именно в контексте разработки проблематики социального интеллекта такими исследователями, как Дж. Гилфорд, X. Гарднер и Г. Айзенк. Можно согласиться с мнением Д.В. Ушакова, что эмоциональный интеллект хотя и тесно связан с соци ...
Проблема: конфликт на работе.
Счастлив тот человек, который не испытывает ужасного чувства загнанности при одной только мысли о предстоящем рабочем дне. Некоторые люди теряют аппетит и сон, перестают получать радость от любимого дела. И причиной тому напряжение на работе.
Такое чувство недавно посетило и меня. Я мечтала работать по специальности, получать профессио ...
Теоретические аспекты проблемы влияния стиля поведения членов школьного
коллектива на социально-психологический климат. Современное
состояние проблемы исследований социально-психологического климат
Одно из центральных понятий в социальной психологии является понятие коллектива. Коллектив становиться одним из связующих между личностью и обществом, коллектив является частью общества, в коллективе происходит развитие личности, удовлетворение ее социальных потребностей. Так Я.Л. Коломинский утверждает, что трудовой коллектив является ...