Свое начало исследования идентичности берут в психоанализе: З. Фрейд в работе "Групповая психология и анализ Эго" (1914) понятие "идентификация" впервые использовал в психологическом контексте. Однозначное мнение, что личностная идентичность формируется в процессе социального взаимодействия через сопоставление и противопоставление позиций различных групп и общностей, было выражено в символическом интеракционизме. Дж. Мид в качестве инструмента идентификации индивида с группой ввел понятие "обобщенный другой", под которым имел ввиду совокупность обезличенных установок, норм и ценностей общества.
В России 90-х гг., как и в США в середине века, проблема идентичности на социально-политическом уровне также приобрела статус стратегической, что выразилось в поисках национальной идеи, способной интегрировать общество. В соответствии с особенностями постсоветского пространства проблема социальной идентичности получила отчетливую "этническую" окраску. В условиях роста межэтнической напряженности на этничность или этническую идентичность, как вид социальной идентичности, выпадает основная нагрузка по ориентации индивида в обществе. Этничность превращается в форму взаимодействия между культурными группами, действующими внутри общего социального контекста. Выполняя функцию внутриэтнической интеграции, она определяет развитие дезинтеграционных тенденций в обществе в целом. Переход от одного образа этнической идентичности в другой приводит к доминированию этнических форм взаимодействия внутри группы. При смене места жительства актуализируется та сторона этничности, которая является результатом принятия субъектом ценностей, норм и образцов поведения новой группы.
"Концепция идентичности" имеет, прежде всего, психологическое значение, т.к. соотносится с восприятием каждым индивидом самого себя, с осознанием своего существования как личности в отношении других индивидов, принадлежащих к одной социальной группе. Это восприятие - результат взаимного признания индивида и общества, имеющее субъективный аспект (восприятие самоидентификации и устойчивость собственного существования во времени и пространстве) и общественный аспект (восприятие того, что другие признают за индивидом его идентификацию и устойчивость личности) (29, 656-665). В процессе становления этническая идентичность проходит ряд этапов, соотносимых с этапами психического развития ребенка. Одним из первых концепцию развития у ребенка осознания принадлежности к национальной группе предложил Ж. Пиаже, проанализировавший в исследованиях 1951 года (как две стороны одного процесса) формирование понятия "родина" и образов "других стран" и "иностранцев". Развитие этнической идентичности он рассматривал как создание когнитивных моделей, связанных с понятием "родина", а этнические чувства, по его мнению, являются своего рода ответом на знания об этнических явлениях. Пиаже выделяет три этапа в формировании этнической идентичности:
1. 6-7 лет - ребенок приобретает первые (фрагментарные и несистематичные) знания о своей этнической принадлежности, причем наиболее значимыми для него являются не страна и этническая группа, а семья и непосредственное социальное окружение;
Форма завершения занятия. Обсуждение основных моментов
тренинга.
Тренер подводит итог проведённой работе. Упоминает основные упражнения, успешно решённые задачи, отработанные навыки.
Далее он просит каждого участника по кругу высказать собственное мнение о тренинге: наиболее запомнившиеся задания, наиболее эффективные, на его взгляд, упражнения, впечатления.
Завершающее упражнение. “Аплодисменты по ...
Методы оценки внимания младшего школьника
Внимание
- один из главных психологических процессов, от характеристики которого зависит успешность учебной деятельности ребенка. Многие проблемы, возникающие в учении, особенно в начальный его период, непосредственно связаны с недостатками в развитии внимания. Они могут быть устранены, если заранее известны индивидуальные особенности ...
Гендерные различия в проявлении совладающего поведения в младшем школьном
возрасте. Общая характеристика совладающего поведения
Напряженный ритм жизни, интенсификация труда, уменьшение двигательной активности порождают противоречия между повышенными требованиями к нашему интеллекту, устойчивостью эмоциональной сферы, малой нагрузкой на нашу мускулатуру. Перегрузка нервной системы по сравнению с двигательной системой приводит к постоянному напряжению психики. Мы ...