1) Психологическая профилактика – это целенаправленная, систематическая работа психолога, воспитателей и родителей по: а) предупреждению возможных психолого-социальных проблем у детей; б) выявлению детей группы риска (по разным основаниям); в) созданию благоприятного психологического климата как в педагогических, так и в детских коллективах.
Психопрофилактика обеспечивает предотвращение нервно-психических и психосоматических заболеваний, психогигиена сохраняет и укрепляет нервно-психическое здоровье, а психореабилитация восстанавливает и компенсирует нарушенные психические функции и состояния, личностный и социальный статус.
Направления психопрофилактической работы.
Работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды:
– анализ медицинских карт (карта «История развития ребенка») вновь поступающих детей для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания психолога;
– групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей;
– информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса.
Выявление случаев психологического неблагополучия педагогов и разработка совместно с администрацией путей устранения причин данного состояния в рабочей ситуации.
Отслеживание динамики социально-эмоционального развития детей.
Содействие благоприятному социально-психологическому климату в ДОУ.
Профилактика профессионального выгорания у педагогического коллектива.
3) Формы. Мероприятия психопрофилактического профиля на практике объединяются в системы типа «Психогимнастика», состоящие из нескольких блоков традиционной направленности:
Двигательно-расслабляющая (релаксационная) деятельность направлена на снятие психоэмоционального напряжения и тренировку психомоторных функций. Расслабляющие упражнения рекомендуется вводить в повседневную жизнь возрастных групп ДОУ. Для снятия психоэмоционального напряжения могут быть использованы варианты психомышечной тренировки, разработанные А.В. Алексеевым и адаптированные для детей дошкольного возраста М.И. Чистяковой. Для оптимизации обучения произвольному напряжению и расслаблению мышц тела авторы рекомендуют разделить их на пять групп: мышцы рук, ног, туловища, шеи и лица. Внимание ребёнка привлекается к каждой группе мышц в определённой последовательности. Практический материал данного блока состоит из релаксационных комплексов на расслабление всех мышц тела с фиксацией на дыхании, а также из отдельных упражнений на снятие напряжения в одной группе мышц. Эти упражнения могут быть использованы в качестве заключительной части физкультурного занятия, динамического часа и т.д. Двигательно-организующая (регуляционная) деятельность направлена на предупреждение психомоторных расстройств (гиперактивность, гипоактивность, двигательная расторможенность, двигательный автоматизм), а также оптимизацию двигательной нагрузки в повседневной жизни детей. Практический материал психомоторной организации состоит из подвижных игр. Все игры подчиняют участников определённым правилам, что способствует активизации произвольной регуляции у детей старшего дошкольного возраста. Практический материал по двигательной организации может выноситься на прогулки в качестве свободных игр и упражнений, а также использоваться на занятиях в качестве «пауз», разделяющих различные виды деятельности. Имитационно-выразительная (идентификационная) деятельность. Её содержанием является самовыражение, направленное на социально-личностную компетенцию детей. Практический материал данного блока составлен из выразительных этюдов и имитационных игр для одного, двух, нескольких детей и тренингов смоделированных ситуаций. Некоторые этюды и игры сопровождаются музыкой. На основе имитационно-выразительной деятельности может быть организована совместная деятельность воспитателя и детей при фронтальной, подгрупповой и индивидуальной формах организации. Игры с музыкальным сопровождением легко ложатся в структуру музыкальных занятий.
Оптимальный режим психопрофилактических мероприятий в условиях ДОУ – ежедневное проведение с чередованием форм и видов психопрофилактических воздействий в зависимости от возрастной группы:
Двигательно-расслабляющая (релаксационная) деятельность (5 до 10 минут);
Двигательно-организующая (регуляционная) деятельность (5 до 10 минут);
Имитационно-выразительная (идентификационная) деятельность (от 10 до 30 минут).
Высокие результаты по психофизическому оздоровлению детей достигаются при совмещении психопрофилактических мероприятий с функционированием бассейнов, саун, фитобаров, аэрофитосалонов в форме комплексных процедур.
Значение
игры для развития психики дошкольника
Все важнейшие новообразования зарождаются и первоначально развиваются в ведущей деятельности дошкольного возраста – сюжетно-ролевой игре. Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) дея ...
Экспериментальное исследование влияния стиля поведения членов школьного
коллектива на социально-психологический климат. Задачи,
методы и организация исследования
В данной работе нами поставлена цель – определить существует ли связь между стилями поведения школьного коллектива и составляющими социально-психологического климата. Мы исходим из предположения о том, что социально-психологический климат школьного коллектива зависит от таких его составляющих как уровень эмпатии, социометрического стату ...
Программа тренинга для старших дошкольников «Азбука этикета»
В своей контрольной работе я хочу рассказать о разработанной в Житомирском педагогическом институте им. Ивана Франка программе тренинга для старших дошкольников «Азбука этикета».
В ее основу заложено личностно ориентированный, деятельный и культурологический подходы.
Проведения занятий по основам этикета планируется за счет вариативно ...