Выделяют четыре подхода к проблеме этнических стереотипов. 1. Стереотип - "необходимое зло", изначально присущее человеку и неизбежно искажающее реальность. 2. Стереотип лишь в крайне малой степени соответствует тем фактам, которые пытается отразить. 3. Стереотип близок к истине, хотя в ходе попыток обобщения реальных фактов действительности происходит их определенное искажение. 4. Стереотип как факт психологической реальности, детерминирующий межэтнические отношения независимо от того, соответствует он действительности или нет.
Этнические установки формируют: - этнические стереотипы восприятия друг друга; - этнические стереотипы интерпретации и оценки поведения друг друга; - этнические стереотипы поведения в окружении своего и чужого этносов. Этнические стереотипы довольно жестко закрепляются в этно- и онтогенезе. Поступая определенным образом по отношению к представителю своего или чужого этноса, человек не задумывается о мотивах своего поступка.
Этническое в личности - целостная система диспозиций, выработанная в процессе исторического развития этнической общности и актуализирующаяся в данное историческое время в данной социальной среде. В этногенезе при взаимодействии людей, принадлежащих к одной этнической общности, в диспозиционной структуре их личностей постепенно утверждаются базовые, основополагающие установки, регулирующие этническое поведение. Структура базовых этнических установок и диспозиций определяется природными и социальными условиями жизнедеятельности этнической общности и ее основными потребностями. Базовые этнические установки регулируют стереотипы восприятия и интерпретации личностных качеств представителей своей и чужих этнических общностей, стереотипы поведения и деятельности в ситуациях межэтнического взаимодействия. Представители разных этносов различаются спецификой базовых этнических установок на приемлемость/неприемлемость того или иного стереотипа поведения в этнических общностях.
Этническое как ценность имеет двойственную структуру: оно психологично по локусу существования и социально по функциям. Этническое как ценность существует в форме диспозиций и может быть представлено на четырех уровнях (от нижнего к верхнему): национальные чувства, национальная психология, национальное самосознание, национальная идеология. Перемещение от нижнего уровня к верхнему сопровождается двумя изменениями: нарастанием доли когнитивных элементов и уменьшением (но не исчезновением!) доли аффективных элементов и только на уровне национальной идеологии возможно теоретическое отражение действительности, тогда как предшествующие уровни связаны с обыденным сознанием.
Набор поведенческих матриц индивида как представителя этноса определяется этническими диспозициями всех четырех уровней. Глубина и размах межэтнических конфликтов на межличностном уровне зависят от характера коммуникативного поведения партнеров. Обращение к партнеру в межэтническом общении должно исключать пересекающиеся коммуникации - следствие общения с разных уровней этнических диспозиций. Этнопсихологическая маргинальность, существующая в формах объективной этнопсихологической маргинальности и этнопсихологической двойственности, может обострять переживания этнического как ценности и выступать фактором дестабилизации межэтнических отношений.
Практические задания по изучению ощущений и восприятия (опыты). Опыт 1. Ощущения и восприятие.
Ход опыта. Испытуемый закрывает глаза, ему на ладонь кладут какой-нибудь небольшой предмет и, не ощупывая предмет, испытуемый отвечает на вопрос: «что вы можете сказать о предмете? Он легкий? Холодный?». Так выявляются отдельные ощущения. Затем с закрытыми глазами испытуемый ощупывают предмет, формируют целостный образ предмета, отвечая ...
«Дом. Дерево.
Человек»
Позволяет выявить степень выраженности незащищённости, тревожности, недоверия к себе, чувство неполноценности, враждебности, конфликтности, трудности в общении, депрессивности. ...
Понимаете ли вы язык тела?
В следующий раз, когда вы будете смеяться над гримасами актеров-комедиантов, выступающих дуэтом, вы заметите, что перед вами разыгрываются две роли — один актер становится мишенью для торта, тогда как другой — его метателем. Как ни странно, но большинство отношений очень похожи на эту юмористическую сценку. Один партнер играет доминирую ...