Теоретические аспекты проблемы влияния стиля поведения членов школьного коллектива на социально-психологический климат. Современное состояние проблемы исследований социально-психологического климат
Страница 8

Психология » Влияние стиля поведения членов школьного коллектива на социально-психологический климат » Теоретические аспекты проблемы влияния стиля поведения членов школьного коллектива на социально-психологический климат. Современное состояние проблемы исследований социально-психологического климат

Таким образом, с одной стороны, синергия фактически выступает в качестве своеобразного строительного материала групповой структуры (внутреннего ее каркаса), а с другой — представляет собой фактор, организующий и направляющий активность группы вовне ее. По существу это некий динамизирующий момент группового процесса, обеспечивающий его развертывание в обеих сферах жизнедеятельности группы. Модель, следовательно, обращена к проблеме поиска психического энергопотенциала групповой деятельности [34, с. 221].

Предпоследний подход в объяснении группового поведения в зарубежной психологии отводится формально-модельной концепции, которая основывается на использовании математического аппарата теории моделей и теории множеств, рассмотрим ее более подробно.

Основным понятиями данного подхода является динамика и модели референтно-группового поведения. В предоставленном случае, по мнению Н.И. Сарджвеладзе динамика рассматривается, как целое явление и представляется в виде системы, состоящей из нескольких взаимодействующих элементов или подсистем, т.к. каждый элемент может быть также представлен как система низшего уровня. Динамика – это феноменологическое описание поведения объекта, в данном случае имеется виду групповое отношение, как целое и частное [43, с. 37].

Рассматривая динамику в групповых отношениях, А.А. Меланьин утверждает, что референтные отношения в группе являются единственным фактором организационных изменении и построении групповой динамики в целом. Так, для групповой динамики наиболее важным является непосредственное взаимодействие определяемое членством группы и обозначаемое в понятие «границы группы». В качестве значимых для описания границы критериев выделяются:

- частота взаимодействия членов группы;

- определение, рассмотрение индивидами себя в качестве членов данной группы;

- определение, рассмотрение «другими» индивидов, как принадлежащих к этой группе.

В данном случае, в качестве “других” выступают ее формальные члены анализируемой группы. Сложность практического характера состоит именно в том, что границы референтной группы не обязательно фиксированы, они могут изменяться в зависимости от ситуации. Понять в такой ситуации, кто является членом группы, а кто нет, становится практически невозможным, но, по мнению В.А. Штроо подобные степени членства могут, в частности выделяться посредством изучения объема взаимодействия каждого индивида с другими членами данной группы [56, с. 70].

Для объяснения подобных тенденций в последующем К. Мертоном в его теории была выведена категория разделения участников группы на:

1) номинального члена группы – это лицо, которое определяется другими, как включенное в групповую систему социального взаимодействия;

2) и периферийного члена группы – это лицо, редуцировавшее объем всего социального взаимодействия с другими в данной группе до такой степени, что ими может контролироваться лишь небольшая часть его поведения.

При этом в ситуациях изменения в группе изменяется число именно номинальных ее членов. Следует отметить, что разрабатываемая концепция референтных групп Мертона не ограничивается простой степенью членства, но также характером ориентации на группу и выделяемыми свойствами группы, что является существенным для практического применения. Рассмотрим следующие выделяемые свойства референтной группы по Мертону:

ü четкость или расплывчатость социальных определений индивидов, являющихся или не являющихся членами группы;

ü степень включенности индивидов в группу;

ü ожидаемый период существования группы;

ü открытый или закрытый характер группы;

ü степень социальной дифференциации, т.е. свойства статусов и ролей в группе;

ü степень социальной сплоченности в группе;

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11


Теоретические аспекты проблемы влияния стиля поведения членов школьного коллектива на социально-психологический климат. Современное состояние проблемы исследований социально-психологического климат
Одно из центральных понятий в социальной психологии является понятие коллектива. Коллектив становиться одним из связующих между личностью и обществом, коллектив является частью общества, в коллективе происходит развитие личности, удовлетворение ее социальных потребностей. Так Я.Л. Коломинский утверждает, что трудовой коллектив является ...

«Что означают цвета»
Умение выражать свое состояние с помощью цвета ...

Исследование уровня эмпатии в педагогическом коллективе
В ходе диагностики мы получили данные, которые представлены на рисунке 16, индивидуальные показатели изображены в Приложении 13. Рис. 16. Показатели уровня эмпатии среди испытуемых (в %) Выводы по методике: рассматривая процентное соотношение представленных показателей, мы можем заключить, что в исследуемом педагогическом коллектив ...