Теоретические аспекты проблемы влияния стиля поведения членов школьного коллектива на социально-психологический климат. Современное состояние проблемы исследований социально-психологического климат
Страница 11

Психология » Влияние стиля поведения членов школьного коллектива на социально-психологический климат » Теоретические аспекты проблемы влияния стиля поведения членов школьного коллектива на социально-психологический климат. Современное состояние проблемы исследований социально-психологического климат

Фактор общего потенциала и атмосферы в организационно-управленческой концепции трудового коллектива выражается в феномене «климатического возмущения» СПК. Этот феномен хорошо описан Ю.П. Платоновым, по его мнению, возникает в результате изменения условий жизнедеятельности коллектива, или условий взаимодействия людей и сказывается на самочувствии коллектива в целом или отдельных его представителей. В зависимости от настроения людей выделяют «стенические» или «астенические» «климатические возмущения». Содержание, форма, длительность, эмоциональный тон «климатических возмущений» служат характеристиками его социально-психологического климата, уровня морального развития членов коллектива, уровня стрессоустойчивости людей в совместной трудовой деятельности. Преобладающий в коллективе эмоциональный настрой не остается постоянным не только на протяжении рабочего дня, но и в течение более длительного периода. К внешним эмоциогенным факторам коллективной деятельности относятся социально-экономические и бытовые особенности деятельности, технологические и социально-демографические характеристики взаимодействующих субъектов. Внешние и внутренние (субъективные) факторы, вызывая «климатические возмущения», могут изменять социально-психологический климат в коллективе [35, с. 152 – 154].

При этом по утверждениям Л.Г. Почебут сущность организационно-управленческой структуры ограничена совокупностью непосредственно взаимодействующих людей, которые:

ü относительно регулярно и продолжительно контактируют лицом к лицу, на минимальной дистанции, без посредников;

ü обладают общими целями, реализация которых позволяет удовлетворить значимые потребности и интересы;

ü участвуют в общей системе распределения функций и ролей в совместной жизнедеятельности, что предполагает кооперативную взаимозависимость участников, проявляющуюся как в конечном продукте совместной активности, так и в самом процессе его производства;

ü разделяют общие нормы и правила внутри- и межгруппового поведения, что способствует консолидации внутригрупповой активности и координации действий по отношению к среде;

ü расценивают преимущества от объединения как превосходящие издержки и большие, чем они могли бы получить, в других доступных группах, а потому испытывают чувство солидарности друг с другом и признательность группе;

ü обладают ясным и дифференцированным представлением друг о друге;

ü связаны достаточно определенными и стабильными эмоциональными отношениями;

ü представляют себя как членов данной группы и аналогично воспринимаются со стороны [37, с. 202 – 212].

Данные зарубежные и отечественные теоретические модели групповых отношений хоть и дают полный исчерпывающий ответ на возникновение социально-психологического климата, однако, несмотря на ряд очевидных пробелов, они, по нашему мнению, являются полезным этапом в разработке проблематики организации группового процесса, и считаются основами поддержания социально-психологического климата.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 


Женщины и власть
Руководить - это значит не мешать хорошим людям работать. (Петр Капица) Руководство без власти не существует. Тот, кто управляет другими, автоматически приобретает власть над ними. Это само собой разумеется. Однако большинство женщин-руководителей считают эту власть отрицательной, ссылаясь на примеры из истории. Они рассматривают власт ...

Психологические характеристики успешного предпринимателя. Психологические качества предпринимателя
Важная задача психологии — дать описание личности предпринимателя — его психологический портрет, а также ответить на вопросы, насколь­ко он совпадает в различных социокультурных средах и на различных уровнях раз­вития экономики. Важно также выяснить, изменился ли портрет российского предпринимателя за время реформ, насколько он привлека ...

Криминальная психология: типологии личности преступников
Прежде чем перейти к типологии личности преступников, вспомним основной вывод прошлой лекции. Он заключался в том, что сама личность преступника в целом представляет собой социальный и психологический тип, отличающийся от других личностей. Преступник как социальный тип личности отличается от представителей других социальных типов тем, ч ...