Основой всех неврозов Карен Хорни считает "базальную тревогу", которую она описывает как чувство собственной незащищенности, слабости, беспомощности, незначительности в этом предательском, атакующем, унижающем, злом, полном зависти и брани мире. Эта тревога возникает в детстве, когда родители обделяют ребенка вниманием.
Пытаясь избавиться от тревоги, ребенок развивает в себе невротические защиты от нее. К. Хорни различает следующие варианты защит: привязанность, власть, уход и подчинение. Они характеризуются стилями реагирования на мир. Это движение к людям, против людей и от людей. В каждом из перечисленных стилей делается акцент на один из компонентов базальной тревоги: изоляции, враждебности или беспомощности. Одна из установок может доминировать, однако это не значит, что индивид свободен от остальных - они есть тоже и неизбежно оказываются в столкновении друг с другом. К. Хорни считает, что конфликт между этими тремя тенденциями представляет собой ядро невроза, и называет его "базальным конфликтом" [5, 57].
Р. Мэй замечает, что способность испытывать тревогу не основывается на обучении, но качественные особенности и конкретные формы тревоги у данного человека складываются в процессе обучения [33].
Карл Юнг не систематизировал представления о тревоге, он не занимался проблемой тревоги. Однако он считал, что тревога является реакцией человека на вторжение в его сознание иррациональных сил и образов из коллективного бессознательного. Тревога, таким образом, есть страх перед силой коллективного бессознательного. Этот страх мешает людям понять тот факт, что они боятся осознавать сами себя. Н.К. Гольдштейн считает, что тревога вызывается опасностью, которая угрожает самой сущности или ядру личности. Но так как различные люди считают своими жизненно важными ценностями различные вещи, это формирует различные вариации того, как они переживают смертельную угрозу.
К.Е. Изард замечает, что сильный страх является по своей природе трофотропическим, а умеренный и слабый - эрготропическим. Он ссылается на работы Е. Гельгорна, в которых приводятся убедительные доказательства того, что тревога характеризуется одновременным функционированием эрготропической и трофотропической систем [5, 21].
Еще одна группа работ, важных для понимания тревоги, касается исследований людей в реальной жизни. Так, И. Тейхман изучал реакции людей, получивших известие о смерти членов своей семьи. Ч. Форд приводит описания переживаний участников инцидента с судном "Пуэбло". Больше половины опрошенных говорили о том, что тревога была связана с непредсказуемостью поведения их тюремщиков.
Было установлено, что люди, сохранившие веру в своего офицера, в свою религию или страну, лучше справлялись с состоянием тревоги, пребывая в заточении. Ч. Форд также приходит к выводу, что люди, пережившие эту ситуацию, в качестве защиты использовали мощное вытеснение. Интересно также другое открытие: долговременная психологическая реакция на интенсивную тревогу может быть значительно более сильной, чем реакция острая. Исследования взаимосвязи между изменением условий жизни и тревогой показали, что любое изменение привычного стиля жизни требует адаптации. Поэтому оно провоцирует тревогу.
Важность развития бихевиористских теорий заключается в переориентации исследователей с анализа переживаний индивида на изучение его поведения и связей поведенческих реакций с внешней ситуацией. Страх и тревожность, как приобретенную мотивацию многие авторы изучали в терминах вторичного подкрепления. В работах Уорнера, Маурера, Миллера содержатся экспериментальные данные и различные истолкования данной проблемы. В экспериментах с крысой Миллер делает выводы, что страх является мотивацией или потребностью, которую можно приобрести в результате научения [33].
Важным является также факт, что у отдельных испытуемых угасание приобретенного навыка происходит крайне медленно. Ж. Ньютен замечает, если приобретенный страх тождествен первичной потребности, то почему реакция угасает. Следует рассматривать приобретенный страх не как потребность, а скорее как эмоциональную реакцию на ситуацию, выступающую в качестве сигнала. Истинной потребностью в этой ситуации является потребность избегания электрического удара, предвещаемого этим "сигналом", иначе, потребность в безопасности [5].
Работы О.Х. Маурера нельзя отнести ни к одной из школ, поскольку концепции, которые он развивал и менял, отражают целый ряд различных направлений психологии. Вначале О.Х. Маурер придерживался чисто бихевиористских взглядов и создал теорию тревоги, построенную на концепции стимул-реакция. Позже автор перешел к теории обучения. Впоследствии, изучая усвоение отклоняющегося поведения у крыс, он переориентировался на вопросы клинической психологии. Занимаясь последней проблемой, О.Х. Маурер написал ряд работ, посвященных вопросам вины и ответственности, а также их значению в психотерапии.
Женщины и власть
Руководить - это значит не мешать хорошим людям работать. (Петр Капица)
Руководство без власти не существует. Тот, кто управляет другими, автоматически приобретает власть над ними. Это само собой разумеется. Однако большинство женщин-руководителей считают эту власть отрицательной, ссылаясь на примеры из истории. Они рассматривают власт ...
Особенности эмоциональной сферы младших школьников
Поступление ребенка в школу знаменует собой не только начало перехода познавательных процессов на новый уровень развития, но и возникновение условий для личностного роста человека. Психологи не раз отмечали, что в этот период времени ведущей для ребенка становится учебная деятельность. Особенностью детей младшего школьного возраста явля ...
Задача№1
Индивид (от лат. — неделимое, особь) — отдельно взятый представитель всего человеческого рода. В этом понятии выражен образ единичного человека, еще не наделенного богатством индивидуальных и социальных качеств. Это самая общая характеристика человека, свидетельствующая о том, что он вполне самостоятельное тело, природная и социальная о ...