Он рассматривает две формы страха - страх жизни и страх смерти. Страх жизни есть тревога перед любой новой возможностью, которая предполагает автономное действие. Такая тревога появляется в тот момент, когда человек ощущает присутствие в себе творческих способностей. Она является развивающей. Страх смерти характеризует тревогу потери своей личности. Эта тревога возникает у человека тогда, когда он застывает в ситуации зависимых симбиотических отношений. При этом каждый человек ощущает в себе две эти противоположные формы тревоги. Невротик не способен найти равновесие между этими двумя формами тревоги. Здоровый, творческий человек способен преодолевать тревогу в должной мере, чтобы раскрыть свои возможности, чтобы справляться с кризисами отделения, которые неизбежно сопутствуют росту и развитию [5].
У Альфреда Адлера проблема тревоги входит в его центральную и универсальную концепцию чувства неполноценности. Он утверждает, что человек является единым и самосогласующимся организмом. Ни одно явление жизненной активности нельзя рассматривать в изоляции, а лишь только в соотношении с личностью в целом. Структуру согласующейся и единой личности А. Адлер определял как стиль жизни. Любое поведение личности отражает ее индивидуальное субъективное восприятие реальности. Люди живут в соответствии с их собственной "схемой апперцепции".
При этом все, что делают люди, имеет целью преодоление ощущения своей неполноценности и упрочение чувства превосходства. Термин "чувство неполноценности" А. Адлер использует, как если бы другие психологи использовали термин "тревога". Он отличает факт неполноценности от "чувства неполноценности". Чувство неполноценности формируется в сравнении с другими людьми. Субъект начинает воспринимать свое "Я" как нечто неполноценное. Это чувство по поводу своего "Я", связанное с объективным положением вещей, порождает стремление компенсировать свою неполноценность и достичь безопасности с помощью своего превосходства. Он полагает, что чувство неполноценности является источником всех устремлений человека к саморазвитию, росту и компенсации. При этом на протяжении своего жизненного пути А. Адлер менял представление об устремлениях: на начальных этапах создания концепции конечной целью человеческой жизни являлось желание быть агрессивным, далее быть могущественным и на последнем этапе - быть недосягаемым.
Стремление к превосходству А. Адлер считал фундаментальным законом человеческой жизни. Оно является врожденным, однако, это чувство необходимо воспитывать и развивать, если есть желание реализовать свой человеческий потенциал. А. Адлер утверждает, что важнейшим фактором развития невротического характера является субъективная установка по отношению к своей неполноценности. Невротическое чувство неполноценности является движущей силой формирования невротического характера. Автор считает, что тревога невротика блокирует его активность и заставляет человека вернуться к предшествующему состоянию безопасности. Поэтому она мотивирует уклонение от принятия решений и от ответственности.
Ролло Мэй называет тревогу А. Адлера "псевдотревогой" [33]. Он также отмечает, что отличие псевдотревоги от подлинной тревоги является наиболее важной задачей познания.
Серьезный анализ тревоги рассматривается у Карен Хорни. Она пишет, что, как и страх, тревога является эмоциональной реакцией на опасность. Но в отличие от страха, тревoга характеризуется расплывчатостью и неопределенностью. Даже если имеется конкретная опасность, тревога связана с ужасом перед неизвестным. Во-вторых, отмечает К. Хорни, ссылаясь на Н.Д. Гольдштейна, тревoга вызывается такой опасностью, которая угрoжает ядру личности. Но так как ценности у всех различны, вследствие этого обнаруживаются различные вариации того, что переживается конкретным субъектом как смертельная угроза. И третьей характеристикой является, в отличие от страха, чувство беспомощности перед надвигающейся опасностью. Беспомощность может быть обусловлена как внешними факторами, так и внутренними.
Для Карен Хорни представляет интерес невротическая тревога, поэтому анализ этой тревоги глубоко дифференцирован. Она отмечает, что существует диспозиция между действительной опасностью и интенсивностью тревоги. Источником опасности является величина инстинктивного напряжения или карающая сила "Сверх-Я" (3. Фрейд). Опасности подвергается "Я"; беспомощность порождается слабостью "Я", его зависимостью от "Оно" и "Сверх - Я". Источник угрозы у невротика очень часто является выражением его субъективного состояния и не указывает на реальную опасность.
Характеристика выборки и анализ результатов
В качестве экспериментальной группы был выбран 5 МОУ СОШ №18 г. Челябинска в количестве 26 (двадцати шести) человек, из которых девочек 11, а мальчиков 15. Возраст детей 11-12 лет.
Исходя из цели и задач исследования, были определены следующие этапы психодиагностического процесса:
констатирующий этап «проведение диагностических исслед ...
Этнические особенности познавательных процессов
Изучение влияния этнических особенностей на структурно-функциональную организацию психики на отдельных этапах онто- и филогенеза - важнейшее условие для понимания психофизиологических отличий представителей разных народов.
Некоторые ученые, считая культуру универсальным механизмом адаптации общества к природной и социальной среде, расс ...
Управление производственными конфликтами и
стрессами
Если речь идет о взаимодействии людей, то всегда существуют противоречия, которые приобретают форму разногласий, другими словами в коллективе всегда есть конфликты.
Поэтому каждый руководитель должен четко представлять себе типологию, классификацию, пути возникновения конфликтов, средства и способы преодоления конфликтов в коллективе. ...