Психологическая природа тревоги
Страница 2

По утверждению Ролло Мэя до конца 30-х годов понятие "тревога" не вносилось в предметный указатель психологических монографий, за исключением книг по психоанализу [33].

Активное освоение этого понятия происходит после 50-х. годов, когда образуется сразу несколько крупных направлений по исследованию тревоги. В 1950 году одновременно выходит в свет несколько солидных монографий, посвященных исследованию тревоги. Смотрите подробности чан банный цена у нас.

Число исследований, посвященных тревоге, в период с 1960 по 1963 год зарегистрировано более 2500. Отечественные психологи начали изучать тревогу в шестидесятые годы нашего столетия. Несмотря на то, что изучению данной проблемы посвящено большое количество работ, тем не менее феномен тревоги до сих пор не изучен до конца. Понятие тревога рассматривается в разных значениях. Оно рассматривается как фрустрация социальных потребностей, как свойство личности, как свойство характер

В отечественной литературе можно встретить такие понятия как тревожность и тревожность. Тревогу понимают как эмоциональные состояния, возникающие в ситуациях неопределенности, ожидания неблагополучного развития событий. [37]. Тревожность понимается как свойство личности.

Такие авторы как Ф.Б. Березин, О.А. Черникова понимают тревогу в контексте стрессовых ситуаций, как эмоциональное состояние, возникающее в ситуации опасности [6,58].

В.Д. Небылицын и Ю.А. Катыгин рассматривали взаимосвязь тревожности с темпераментом [34]. Надо сказать, что до настоящего момента не существует единого подхода в понимании тревоги. Доминирующей является негативная установка, показатель тревоги однозначно считается субъективным проявлением неблагополучия личности.

Однако, наряду с доминирующим представлением о негативном влиянии тревоги на личность, о включении тревожности в эксперимент лишь для констатации показателя напряженности и дискомфорта, существует ряд фундаментальных работ, в которых это понятие изучается глубоко. К ним относятся работы Ф.Б. Березина, Н.Д. Левитова, A. M. Прихожана, Ю.Л. Ханина [6, 31, 35, 56].

Ряд ученых рассматривает тревогу как социально-обусловленное свойство личности. Н.В. Имедадзе, называет тревогу специфически социализированной эмоцией. Его экспериментальные материалы показывают, что на проявление тревоги у детей большое влияние оказывает социализация, интенсивно протекающая в детских садах. В этом же аспекте анализирует тревогу В.Р. Кисловская [27]. На основании исследования она показала, что уровень тревоги надежно коррелирует с социометрическим статусом. Работы Н.Д. Левитова рассматриваются также в области социально-обусловленного свойства, но уже характера.

Анализируя проблему тревоги, автор отмечает, что было бы неправильным считать страх и тревогу синонимами. Часто бывает, когда тревожащие нас состояния не сопровождаются страхом. В тех же состояниях тревоги, где страх переживается, он специфичен. В состоянии тревоги на первый план выступает вторая сигнальная система.

Автор также отмечает, что было бы неверным считать всегда тревогу отрицательным состоянием. Так, ученый антиципирует возможные возражения, критику. Чем более он видит недостаточность своего материала и своей аргументации, тем острее он переживает состояние тревоги. При этом в большинстве случаев не происходит дезорганизации деятельности. Н.Д. Левитов относит к тревожным такие психические состояния, которые вызываются возможными или вероятными неприятностями, а также изменениями в привычной обстановке и деятельности, задержкой приятного, желательного и выражающиеся в специфических переживаниях и реакциях.

Автор акцентирует внимание на различении беспокойства, тревоги как психического состояния и как более или менее устойчивой черты личности. При этом он отмечает, что в решении проблемы тревоги в структуре и формировании личности остается много неясного. Рассматривая тревогу в характерологическом плане, автор представляет в общих чертах следующую схему.

Беспокойство, тревога как черта характера положительная имеет следующие характеристики: адекватность раздражителям, самоконтроль. Беспокойство, тревога как черта характера отрицательная имеет следующие характеристики: неадекватность раздражителя; ослабление самоконтроля.

Тревога имеет отрицательное значение именно в тех случаях, когда она неадекватна объектам и ситуациям, имеет такие формы, которые свидетельствуют о потере самоконтроля, и плохо изживаются. Таким образом, Н.Д. Левитов рассматривает тревогу как черту характера, качественная сторона которой зависит от адекватности реальной действительности [5].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Способны ли вы нарушить закон?
Человеческая природа такова, что мы все можем быть и святыми, и грешникам Посредством социализации ребенка учат, какое поведение считается приемлемым, а какое — нет. Но несмотря на все старания родителей и преподавателе некоторые дети все-таки встают на неверный путь. Мало кого из нас можно назвать закоренелым преступником, мы тем не ме ...

Использование других методов изучения межличностных отношений.
Для исследования межличностных отношений в группе используют методики одни из которых предназначены главным образом для исследования групповых процессов, а другие – для изучения личности и место каждого ребенка в структуре группы. Эти методики направлены на количественный и качественный анализ изучаемых явлений и способов обработки пол ...

Новые установки
Лучший способ превратить работника в "генератор идей" - это возложить на него самую высокую ответственность. (Дэвид Огилви) Осознайте свои внутренние конфликты. Какие детские установки мешают Вам брать на себя ответственность? Например, установку "у меня может не получиться" можно и нужно заменить рациональными, под ...