Понятие и модели эмоционального интеллекта
Страница 1

Психология » Взаимосвязь эмоционального интеллекта и тревоги у студентов » Понятие и модели эмоционального интеллекта

Первоначально понятие "эмоциональный интеллект" было связано с социальным интеллектом. Оно появилось именно в контексте разработки проблематики социального интеллекта такими исследователями, как Дж. Гилфорд, X. Гарднер и Г. Айзенк. Можно согласиться с мнением Д.В. Ушакова, что эмоциональный интеллект хотя и тесно связан с социальным интеллектом, но имеет свою специфику. Поэтому эти два понятия могут быть представлены как пересекающиеся области [53].

Термин эмоциональный интеллект - пользуется все возрастающей популярностью, но в науке по - прежнему не существует четкого определения этого понятия.

Впервые обозначение коэффициент эмоциональности, по аналoгии коэффициентом интеллекта - ввел в 1985 году клинический физиолог Рувен Бар - Он. В 1990 году Джон Мэйер и Питер Саловей ввели пoнятие "эмоционального интеллекта". Вместе с Дэниелом Гоулманом, наиболее известным в нашей стране, эти ученые составляют "тройку лидеров" в исследованиях эмоционального интеллекта. Общее же количество ученых, занимающееся исследованиями в этой области, огромно. Как и в случае со многими другими научными понятиями, ученые по-прежнему не могут договориться о том, что же такое эмоциональный интеллект [1].

Существует большое количество определений эмоционального интеллекта. Рувен Бар - Он, автор аббревиатуры "EQ", например, определяет эмоциональный интеллект как набор некогнитивных способностей, компетенций и навыков, которые влияют на способность человека справляться с вызовами и давлением внешней среды [14]. Дэниел Гоулман - как способность осознавать свои эмоции и эмоции других, чтобы мотивировать себя и других и чтобы хорошо управлять эмоциями наедине с собой и при взаимодействии с другими [1].

Освещая тему с прикладной точки зрения, имеет смысл говорить об эмоциональной компетентности, а не об эмоциональном интеллекте. Высокий эмоциональный интеллект сам по себе может и не являться надежным предсказателем успешности в работе. Однако он служит основой для компетенций, которые необходимы для успеха.

Эмоциональная компетентность связана с эмоциональным интеллектом и основана на нем. Определенный уровень эмоционального интеллекта необходим для обучения конкретным компетенциям, связанным с эмоциями. Например, способность четко распознать, что чувствует другой человек, дает возможность развить такие компетенции как способность влиять на других людей и воодушевлять их. Сходным образом, людям, которые лучше способны управлять своими эмоциями, легче развивать такие компетенции как инициативность и способность работать в стрессовой ситуации. Именно анализ эмоциональных компетенций необходим для прогноза успешности в работе.

Весь двадцатый век внимание в основном уделяли "обычному" интеллекту, IQ. Именно на основании умственных и технических способностей оценивали перспективы человека на успех в жизни.

Дэниел Гоулман в своей книге "Эмоциональный интеллект", представил данные исследований, согласно которым IQ в разных версиях влияет на успешность человека с вероятностью от 4 до 25% [13].

В своей книге Гоулман убедительно доказывает, что наиболее эффективны в своей деятельности люди, которые сочетают разум и чувства. Именно люди с высоким эмоциональным интеллектом лучше принимают решения, эффективнее действуют в критических ситуациях и лучше управляют своими подчиненными, что, соответственно, и способствует их росту по служебной лестнице [13].

Необходимо отметить, что тема эмоций далеко не нова в научном мире. В двадцатом веке исследованию эмоций было посвящено множество различного рода исследований. О взаимосвязи эмоциональной и когнитивной сфер психики говорили Платон и Аристотель, известны также высказывания Л.С. Выготского, о единстве интеллекта и аффекта, но по-настоящему активное внимание эта тема привлекла в последнее десятилетие XX века [1].

Это связано в первую очередь с тем, что на основе традиционных тестов интеллекта (IQ) оказалось, невозможно предсказать успешность деятельности. Эмоциональный интеллект подразумевает, как возможность погрузиться в свои эмоции, чтобы осознать и почувствовать их, так и необходимость рационального анализа эмоций и принятия решения на основе этого анализа. Эмоции несут в себе огромный пласт информации, используя которую, человек может действовать значительно более эффективно.

Страницы: 1 2 3 4


"Синдром помощницы"
Любого незаменимого можно заменить другим незаменимым. Чтобы Вас воспринимали не как Золушку, а как лидера, говорите о Ваших успехах, а не о том, чего они Вам стоили, что Вам пришлось для этого испытать и пережить. Осознайте, что так говорят те женщины, которые делают ставку на деловой квалификации, производительности своего труда и н ...

Сопоставимость результатов
Несмотря на то, что анализ информационных связей и факторный анализ оперируют величинами совершенно разной природы, основные выводы, вытекающие из полученных с их помощью результатов, совпадают: относительный вклад генетических факторов с возрастом снижается, а вклад индивидуальной среды возрастает. Как показали расчёты исследователей, ...

Неверные родительские позиции воспитания
В жизни каждого человека его родители играют одну из главных ролей. От отношения отца и матери к своему ребёнку во многом зависит процесс формирования его личности. Мировоззрение, становление характера, нравственные основы, отношение к духовным и материальным ценностям в первую очередь воспитываются у детей родителями. А зависит этот пр ...