Г) Устойчивость внимания — это длительное удерживание его на чем-либо, подчиненном одной общей задаче. Это характеристика его во времени. Устойчивость внимания не означает направленности его все время на один и тот же объект. Объекты действий и сами действия могут меняться (и чаще всего они действительно меняются), но постоянным должно оставаться общее направление деятельности. Когда ученик обнаруживает устойчивое внимание при чтении книги, в процессе письма или при решении математической задачи, объект его действий (текст книги, слова, которые он пишет, количественные данные задачи), равно как и выполняемые действия (движения руки при письме, математические операции и т. д.), все время меняются. Однако общее направление деятельности, определяющееся задачей, которая должна быть выполнена (прочитать или написать заданный текст и т. п.), продолжает оставаться все время одним и тем же. Об устойчивом внимании говорят, следовательно, тогда, когда человек длительно поглощен каким-либо делом, подчиненным одной задаче.
Физиологически устойчивость внимания означает, что очагами оптимальной возбудимости последовательно являются те участки коры мозга, которыми регулируются действия, являющиеся звеньями единой деятельности.
Одним из важных условий устойчивости внимания является разнообразие впечатлений или выполняемых действий. Все однообразное быстро снижает внимание. При длительном воздействии одного и того же раздражителя возбуждение в силу отрицательной индукции вызывает в том же участке коры торможение, а это и служит физиологической основой снижения внимания. Трудно удерживать внимание в течение продолжительного времени на чем-то одном. Если же происходит смена объектов или выполняемых действий, внимание долго сохраняется на высоком уровне. Чтобы длительно удерживать внимание на чем-то одном, надо все время вскрывать в одном и том же все новые и новые стороны, ставить по отношению к нему разные вопросы, выполнять разные действия, подчиненные той общей цели, которая преследуется К. С. Станиславский правильно характеризовал значение этого условия, говоря, что для того чтобы быть внимательным, недостаточно хотя бы и очень пристально смотреть на предмет, а надо рассматривать его с разных точек зрения, разнообразить его восприятие.
Особенно важно выполнять какие-либо действия с предметом. Это поддерживает деятельное состояние коры мозга, необходимое для сохранения оптимальной возбудимости отдельных ее участков, что характерно для внимания. «Внимание к объекту, — говорил Станиславский, — вызывает естественную потребность что-то сделать с ним. Действие же еще более сосредоточивает внимание на объекте. Таким образом, внимание, сливаясь с действием и взаимно переплетаясь, создает крепкую связь с объектом» .
Большое значение имеют внешне выраженные, практические действия с предметами, оперирование ими. Это способствует разнообразию получаемых впечатлений, более полному, разностороннему ознакомлению с предметом, лучшему его восприятию.
Д) От отвлекаемости внимания надо отличать переключаемость, или переключение, внимания как переход к другой деятельности, подчиненной новой задаче. Во многих случаях переключение внимания осуществляется преднамеренно и вызывается тем, что мы или выполнили уже предыдущую работу, или считаем новую более важной или интересной. Если при отвлечении внимания выполняемая деятельность нарушается (благодаря действию посторонних раздражителей), то при переключении внимания происходит правомерная смена одной деятельности другой. И чем быстрее она осуществляется, тем, значит, быстрее происходит переключение внимания. Наоборот, продолжительное последействие предыдущей деятельности, ее тормозящее влияние на новую деятельность означает медленное и недостаточное переключение внимания.
Быстрота и успешность переключения внимания зависят от того, насколько интенсивно оно было привлечено к предыдущей деятельности, а также от характера новых объектов и новых действий, на которые оно переносится. Чем интенсивнее было внимание ранее и чем меньше новые объекты (или новая деятельность) отвечают условиям привлечения внимания, тем больше затрудняется его переключение.
Женщины и боязнь деформации
Руководитель - диктатор "во время работы". (Владимир Ленин)
Утратить женственность не самая привлекательная профессиональная перспектива. Если посмотреть на российских женщин, которые занимают руководящие посты, то складывается впечатление, что многие из них не особенно хотят заниматься руководством, но в то же время не проти ...
Этнические факторы развития личности
Основной задачей этнопсихологического подхода к изучению личности является определение закономерностей ее развития в постоянно меняющемся мире. Становление личности идет параллельно становлению индивидуальности: личность и индивидуальность взаимосвязаны и взаимообусловлены. Формирование личностных качеств человека находится в тесной вза ...
Тема 3. Какие «Мы»
Цель: продолжение занятия
1.помочь детям осознать особенности позиции ученика;
2.предоставить учащимся возможность отреагировать свои чувства в отношении учителя;
3.помочь детям принять учителя таким, какой он есть;
4.помочь ребенку осознать трудности учебы, найти внутренние ресурсы, которые помогут справиться с проблемами.
Эти зан ...