Заключение

Проведённая нами исследовательская работа и анализ литературы по теме исследования позволяют сделать вывод о том, что проблема эмоциональных нарушений у детей остаётся актуальной. Преобладающими характеристиками являются страх, агрессивность, высокий уровень тревожности.

Среди негативных переживаний человека тревожность занимает особое место. Хотя, определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельной личности, у каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

Однако повышенный уровень тревожности является субъективным проявление неблагополучия личности.

У ребенка повышенный уровень тревожности и страхов может свидетельствовать о его недостаточной эмоциональной приспособленности к тем или иным социальным ситуациям. Это порождает общую установку на неуверенность в себе. Кроме того, тревожность оказывает существенное влияние и на самооценку ребенка.

Таким образом, вопросы изучения детской тревожности и страхов занимают значительное место в современной психологии.

Психодиагностическое обследование старших дошкольников было проведено на базе ДОУ №16 «Колокольчик» г.Зеленогорска Красноярского края.

Отметим сразу, что в целом, поставленные нами цели и задачи исследования были выполнены.

В диагностическом исследовании мы использовали:

- тест тревожности Р.Тэммла, М.Дорки, В.Амена;

- проективную рисуночную методику «Кактус»;

- анкетирование родителей и воспитателей (анкета Г.П.Лаврентьевой и Т.М.Титаренко).

На этапе констатирующего эксперимента были выявлены тревожные дети старшего дошкольного возраста.

В задачи формирующего эксперимента входило составление коррекционно-развивающей программы, направленной на снижение тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста. Нами подобрана и адаптирована система занятий, основанная на методе арттерапии, в частности рисуночной терапии.

Эта система способствовала снижению эмоционального состояния у старших дошкольников, а именно: у детей снизились агрессивные проявления, меньше стало раздражительности, тревожности и страхов.

Использование рисунка в коррекционной работе оказалось наиболее приемлемым в нашей ситуации.

Эффективность применения арттерапии подтверждена методами обработки данных и качественными изменениями в поведении детей.

Контрольный эксперимент позволил проследить динамику снижения тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста.

По окончанию работы осуществлялась оценка динамики показателя уровня тревожности и страхов детей после психологической коррекции. У всех испытуемых наметилась тенденция к снижению.

Таким образом, из результатов итогового диагностирования, по наблюдениям и педагогов и родителей и по моим собственным наблюдениям, с уверенностью могу сказать, что гипотеза нашего исследования подтвердилась – коррекция психоэмоциональных комплексов через рисование эффективное средство снижения тревожности, страхов и агрессивности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Очевидно, что терапия через рисование в синтезе с другими коррекционными методами способна значительно, и на длительный срок, снизить проявления агрессивности, уменьшить негативизм, конфликтность, застенчивость и другие нарушения у детей.

Результаты данного исследования позволяют дать рекомендацию о необходимости активного использования рисунчатой терапии, так как происходящие личностные изменения можно назвать позитивными.

Однако, работа по профилактике и коррекции тревожности невозможна без вовлечения семьи и тех взрослых, которые работают с этими детьми. Поэтому необходимо, чтобы параллельно работе с тревожными дошкольниками обязательно проводилась работа с родителями – следует приглашать их на психологические консультации, в случае необходимости предлагать семейную психотерапию со специалистом.


По одежке встречают
Во время собеседования с претендентом можно задавать любые незначимые вопросы в зависимости от ситуации. Одно из назначений такой беседы – отвлечь внимание кандидата от того, что менеджер рассматривает его. Внешний вид важен для оценки. По фасону, цвету и состоянию костюма многое можно сказать о социальном статусе, взглядах и чертах хар ...

Психологические особенности проявления акультурационного стресса у детей беженцев и вынужденных переселенцев из стран ближнего зарубежья. Этнопсихологические особенности проявления акультурации беж
Большой вклад в становление культурно-исторической концепции роли этнического в социальном взаимодействии народов внесли работы Л.С. Выготского, Г.Г. Шпета, Б.Ф. Поршнева, Ю.В. Бромлея, Л.Н. Гумилева. Выделяя в качестве ведущих такие категории, как психический склад нации, национальный характер, национальные чувства, национальное самосо ...

Психологический портрет наркозависимого человека
Ряд ученых выделяют определенные черты личности человека, который склонен к наркозависимости. Основными чертами потенциального наркомана были определены следующие: · Ранимость, обидчивость. · Низкая способность к принятию, осознанию и выражению своих чувств, безуспешные попытки их контролировать и отказ принять себя таким, как он есть ...