В результате серии проведенных экспериментов американские ученые Ричард Аксель и Линда Бак, ставшие лауреатами Нобелевской премии в области медицины и физиологии 2004 года, смогли объяснить, каким образом функционирует наша обонятельная система. Ученые обнаружили ряд генов, которые обеспечивают развитие обонятельных рецепторов строго определенных типов. Эти рецепторы локализуются на рецепторных клетках, находящихся в верхней части назального эпителия. Каждый рецептор может идентифицировать ограниченное число пахучих субстанций. Далее обонятельные рецепторные клетки посылают сигналы в специфические образования обонятельной луковицы, после чего импульсы поступают в кору головного мозга, где информация, полученная от различных типов обонятельных рецепторов, комбинируется в определенный набор, характерный для каждого запаха. Комбинация полученных кодов формирует некий узор, напоминающий мозаику. Такие карты запахов лежат в основе нашей способности распознавать, анализировать и хранить в памяти примерно 10 000 различных запахов. По чувствительности обонятельная система не имеет себе равных.
Однако, имея представление об анатомии обонятельной системы, мы все же не можем ответить на вопрос: «Почему мы чувствуем запахи?».
Впервые, две тысячи лет назад, римский поэт Лукреций Кар в своей поэме «О природе вещей» попытался дать ответ на этот вопрос. С тех пор было предложено более тридцати теорий. Наибольшую дискуссию вызывал вопрос, должны ли молекулы пахучего вещества приходить в контакт с рецепторами или же оно излучает волны, которые и раздражают рецепторы. Вследствие этого все теории разделились на контактные и волновые.
Особое распространение волновые теории получили в XVIII веке, по аналогии с волновой теорией света и слуха. Сторонники этой теории проводили в качестве аргумента феноменальную способность насекомых различать запахи на огромных расстояниях. Известно, что самец тутового шелкопряда может ощущать запах самки на расстоянии до 10 километров. Некоторые акулы способны ощущать запах крови, если её концентрация в воде составляет одну миллионную долю процента. Сейчас от волновых теорий в основном отказались все исследователи.
Контактные теории делятся на 2 подгруппы в зависимости от того, химическим или физическим путём предположительно воздействуют контактирующие молекулы на обонятельные клетки.
Теории физического взаимодействия молекул пахучего вещества и органов обоняния в основном рассматривают внутримолекулярные колебания молекул веществ, воздействующих на рецепторы. Наиболее показательной в этом отношении является вибрационная теория Дисона – Райта. Ещё в 1937 году Г.М. Дисон сформулировал три необходимых условия пахучести вещества: летучесть, растворимость и внутримолекулярные колебания, которые дают пик в спектре Рамана в области 3500 – 1400 см-1. Он считал - это частоты, чувствительные для обонятельной зоны. Но связи между колебаниями в области 3500 – 1400 см-1 и запахом не было обнаружено.
Однако в 1956 году теория Дисона вновь была подхвачена и развита Райтом. Он считал, что теория Дисона верна, но он неправильно выбрал интервал частот. Учитывая, что результирующее поглощение сложного колебания молекулы в целом лежит в области низких частот, Райт предложил в качестве обонятельной зону инфракрасных частот – от 500 до 50 см-1. Согласно этой теории колебательные частоты определяют качество запаха, тогда как летучесть – способность к адсорбции (поглощению), растворимость его интенсивность.
Считается, что все молекулы обонятельного эпителия находятся в состоянии электронного возбуждения с запрещённым переходом в основное состояние. Молекулы пахучего вещества комбинируются с молекулами обонятельного эпителия (причём с определённым соответствием колебательных частот), меняют частоту колебаний молекул эпителия и стимулируют возвращение возбужденной молекулы в исходное состояние. Для объяснения разнообразных запахов должно быть несколько типов клеток обонятельного эпителия. Лёгкие различия в запахе некоторых оптических изомеров он относил к разной степени частоты колебаний.
Онтологии и функции конфликта в ситуации учения-обучения. Конфликтный
аспект взаимодействий в ситуации учения-обучения
Разрешение противоречий различного содержания происходит в актах деятельности, коммуникации и мышления и представляет из себя сложный, неоднозначный и как правило, непредсказуемый процесс. Акты действия, коммуникации и мышления, прежде чем совершиться, предполагают ситуации, из которых они вытекают и которыми определяются. Ситуации, в с ...
Результаты проведения констатирующего эксперимента
Методика изучения импульсивности и волевой регуляции подростков
Результаты исследования занесены в таблицу 1
Таблица 1. Волевая регуляция подростка
№ п/п
пол
возраст
Уровень воли
1
М
16
20
2
М
15
21
3
Ж
15
15
4
Ж
15
12
5
Ж
15
18
6
Ж
15
9 ...
Что вам препятствует на пути к большей
ответственности?
Чем сильней чувство ответственности, тем слабей жажда власти. (Стефан Гарчиньский)
Вспомните, какой Вы были в детстве. Какая из привычек детства мешает Вам по сей день? Может быть, Вам кажется, что для успеха в карьере нужно стать мужеподобной, а это создаст трудности в нахождении себе спутника жизни?
Нужно осознать, что конкретно меш ...