Повсеместно был распространён и сохранился до сегодняшнего времени обычай окуривать помещение специальными палочками из трав для достижения расслабления, стимуляции, медитации, открытия чувств. Расслабляющие свойства пачули, лаванды, ладана использовали для быстрого наступления сна. Ароматы лавра и гвоздики позволяли настроить ум на рабочее состояние.
Китайские целители полагали, что ароматы растений содержат магическую силу души растения. Конфуций говорил: «Курения изгоняют дурной дух». Поэтому различные ароматы применяли для бодрости, активации работы мозга, или отдыха, наступления сна. Дети носили на груди мешочек с кусочками камфоры для защиты от болезней и активизации работы мозга. Об отношении китайцев к ароматам также можно судить по письмам известного китайского философа Ван Вей периода династии Тан (618-907 годы) к своему ученику: «Ароматы действуют на тебя очищающе и восстанавливающе, укрепляя твою энергию и наполняя твои мысли спокойствием и умиротворением».
Курения для религиозных действий представляли собой ароматические палочки – ван-хенг и особую бумагу – юэн-пао. Обычай предписывал утром и вечером зажигать по три курительные палочки. Курительные составы ставились у ног различных скульптур, изображавших божества и возжигались.
В Древней Руси лечение запахами было традиционным. Устраивали так называемое чепучинское сидение. Маленькая деревянная камера (“чепучина”), насыщенная ароматом распаренных трав, помогала избавиться от многих болезней. Женщины из мещанского сословия очень любили герань. Считается, что ее запах создает в доме атмосферу спокойствия и уюта. Русская поговорка: «Сосновый лес – умиление души, берёзовый лес – веселье человека», характеризует отношение к ароматическим растениям в Древней Руси. Считалось, что запах пижмы, рябины, стимулирует деятельность мозга. Существовало поверье, что чабрец, зашитый в подушку, приносит хороший сон, здоровье и долголетие. В русской и украинской медицине траву чистотела большого использовали для воскуривания при эпилепсии. Бодяком обыкновенным окуривали детей, леча их от испуга.
XX век ознаменовался новыми открытиями психологического действия растений. Профессор П. Ровести из Милана убедительно доказал, что депрессию и беспокойство можно вылечить при помощи ингаляций определённых растений. Он полагал, что запахи помогают высвобождению подавленных эмоций и воспоминаний, ставших причиной заболевания.
В 20-е годы итальянские учёные под руководством Р. Кайло и Дж. Гари показали эффективное воздействие на нервную систему ароматических растений. Они предложили эффективные способы лечения депрессии и истерии эфирными маслами.
В 30-е годы русский врач А.А. Кюнцель рекомендовал применение ароматических ванн с сосной и валерианой при неврозах. Доктор А.С. Залманов полагал, что скипидарные ванны помимо действия на соматические патологии, регулируют тонус нервной системы и могут применяться при неврозах.
М. Маури описала психологические эффекты воздействия ароматических растений, отмечая действие не только на физический, но и эмоциональный и ментальный уровень человека.
Экспериментальные исследования показали, что восприятие запахов у людей всегда связано с гедонической их оценкой в отличие от восприятия сигналов других модальностей. Люди могут оценивать запахи как «приятные неприятные» на основании лишь обонятельного опыта, не связывая их восприятие с какими-либо предметами, в то время как оценка зрительных и акустических стимулов зависит от оценки тех предметов, с которыми они связаны. Идентификация источника запаха может влиять только на эмоциональную реакцию на него, но не на гедоническую оценку запаха.
Запахи могут непосредственно влиять на настроение – простое ощущение того или иного запаха может приводить к изменению настроения человека. При этом определенные одоранты могут оказывать специфическое воздействие на настроение, вызывая расслабление, возбуждение (в том числе и половое) или усиление чувственности.
Кроме специфических воздействий запахи могут оказывать неспецифическое влияние на настроение человека. Приятные запахи улучшают настроение, а неприятные могут его ухудшить. Поэтому люди активно изменяют запаховую среду, в которой они находятся: проветривают помещения, окуривают их благовониями, используют парфюмерию. Запахи могут надолго сохраняться в эмоциональной памяти человека и активизировать эмоциональную память. Поэтому запахи часто используются как стимулы при изучении долговременной памяти человека. Запоминается взаимосвязь запаха с определенным контекстом. Запаховые стимулы обладают способностью возбуждать память и воображение, что часто сопровождается сильными эмоциями, сходными с теми, которые были испытаны в ситуации, связанной с определенным запахом. Запахи, связанные с эмоциями, оказывают воздействие на поведение человека в зависимости от индивидуального опыта. Запахи обладают мощным мотивационным воздействием. Они могут оказывать сильный аттрактивный или репеллентный эффект, привлекая или отталкивая людей. У человека аттрактивность или репеллентность запаха в значительной степени определяется их гедонической оценкой. Эта проблема непосредственно связана с использованием парфюмерии, и практически ни одно из совещаний по химической коммуникации не обходится без выступления парфюмеров, так как искусственные запахи приобретают для человека вполне определенное сигнальное значение. Установлено, что запах средне неприятный в большей степени усиливает агрессивность людей, чем очень сильно неприятный запах. Запахи могут действовать как катализаторы, усиливая то или иное эмоциональное состояние. Например, нанесение на тело любимого (любимой) приятного запаха может сильно увеличить его (ее) привлекательность как полового партнера.
Принцип "всегда есть главарь"
Чем выше взбираешься по иерархической лестнице, тем более скользкими становятся ее ступени
Поскольку мужчинам на работе, как правило, важно обладать властью, особое значение приобретает собственное позиционирование в системе власти. Поэтому второе из десяти важнейших мужских правил игры на работе звучит: "Всегда есть главарь" ...
Психологическая характеристика процессуального этапа педагогической
деятельности
Процессуальный этап предполагает организацию и управление педагогическим процессом, который требует от педагога установления дисциплины и рабочей обстановки на занятиях. Педагог создает для активности обучаемого необходимые условия, направляет ее, контролирует, предоставляет для нее нужные средства и информацию. Функция обучения состоит ...
Исследование Я-концепции и личностных особенностей
детей вынужденных переселенцев. Условия,
в которых происходят адаптационные процессы у вынужденных переселенцев и членов
их семей
Миграционное поведение переселенцев в своей основе имеет определенный мотив, направляющий его: переселенец желает получить равноправие с коренными жителями, тем самым, подводя базу под право на собственность, право на работу, отдых, образование, жилье и другие социальные блага. На этом правовом поле существенно пересекаются, если не ста ...