Опишем результаты, полученные нами в ходе диагностического исследования по социометрическому статусу среди исследуемой группы. В результате эксперимента были получены следующие данные, которые наглядно изображены на рисунке 12, количественные показатели индивидуальных выборов представлены в Приложении 10.
Примечание:
выбор
взаимный выбор
Рис. 12. Социограмма выборов среди испытуемых
По социограмме видно, что система социометрических отношений среди испытуемых имеет достаточно обширный характер на всех уровнях, т.к. связь выборов распределена по всем выделяемым группам. На основании данных определим статусное положение каждого из испытуемых педагогического коллектива по условным статусным категориям:
1) «Лидеры» (от 6 до 14 выборов) – это испытуемые №3 и 10;
2) «Предпочитаемые» (от 4 до 5 выборов) – испытуемые под №1, 4, 5, 6, 11, 18, 23 и 25;
3) «Принятые» (от 1 до 3 выборов) – испытуемые под №2, 7, 8, 9, 12, 13, 14, 19, 20, 21 и 22.
4) «Изолированные» (о выборов) – отсутствуют.
Исходя из подсчетов полученных данных, мы определили уровень взаимоотношений в исследуемой группе, из статистических подсчетов следует, что в данном педагогическом коллективе высокий уровень взаимодействия.
При этом эмоциональное благополучие или самочувствие индивидуума в системе личностных взаимоотношений зависит от числа взаимных выборов сделанных в эксперименте. Так, по подсчетам общих показателей, мы можем говорить также и об эмоциональном благополучии и о хорошем проценте взаимности.
Но стоит также отметить, что при выборе соответствующего партнера в профессиональном предпочтении, чаще выбирали испытуемых под №3, 4, 10 и 23. При выборе же личного предпочтения, чаще выбирали испытуемых под №3, 6, 11, 18 и 25. Подобное объясняется, тем, что в данном коллективе существуют формальные и неформальные лидеры.
Выводы по методике:
обобщая полученные данные, мы можем утверждать, что в данном педагогическом коллективе имеется два явных лидера (испытуемые №3 и 10), которые образуют три различные микрогруппы и входят, как формальные группы, так и неформальные.
В целом отношения в группе характеризуются, как благополучные, как по эмоциональному, так и по общему характеру.
Психодинамические теории личности
Исторические корни психодинамических теорий личности восходят к психоанализу Фрейда. Описывая топографию психики, Фрейд выделил три уровня – сознание, предсознание и бессознательное, причем бессознательное занимало наибольшее место и в его теории, и в научных изысканиях. Восприятие, мышление, память, намерение, воображение и т.п. относя ...
Алкогольные мифы
Может быть незнание детьми и подростками свойств алкоголя нельзя признать одной из главных причин потребления ими спиртных напитков, но и отрицать вред такого незнания не приходится. О полном отсутствии у значительной части молодёжи элементарных сведений о свойствах алкоголя свидетельствуют данные опроса учащихся техникумов, проведённог ...
Особенности использования арттерапии при коррекции эмоциональных нарушений
у младших подростков
Прежде всего рисование и изображение связано с радостью, именно по этой причине Шоттенлоэр Г. рекомендует использовать метод арттерапии при психокоррекционной работы с детьми, имеющими душевные раны, неразрешенные внутренние конфликты, высоко тревожными детьми. Она полагает, что радость повышает уверенность, формирует позитивное отношен ...