Структура, факторы и показатели социально-психологического климата и роль ее членов в его формировании
Страница 6

Психология » Влияние стиля поведения членов школьного коллектива на социально-психологический климат » Структура, факторы и показатели социально-психологического климата и роль ее членов в его формировании

IV. участники конфликта должны также осознавать общность своих интересов в решении возникшей проблемы, осознавать, что только совместными усилиями они могут решить эту проблему;

V. следующим важным фактором является готовность участников конфликта к признанию позиции другого и его интересов. Партнеры должны прийти к пониманию необходимости принятия во внимание интересов друг друга, в противном случае их усилия будут направлены исключительно на отстаивание своей собственной позиции;

VI. характер урегулирования конфликтов интересов определяется возможностями их совместимости. Если интересы участников конфликтной ситуации признаются несовместимыми, возможны только компромиссные решения – соглашение на основе уступок;

VII. конфликт несоответствия потенциала человека требованиям деятельности может быть разрешен либо расширением потенциальных возможностей человека, либо изменением характера требований, предъявляемых к нему;

VIII. конфликты, которые имеют в своей основе разногласия, касающиеся средств достижения целей или правил взаимодействия, его норм, подлежат урегулированию через согласование представлений и норм. Согласование может осуществляться на основе компромисса, формулирования новых норм, поиска иных, взаимоприемлемых вариантов решения и т. д. [52, с. 107 – 109].

Исходя из параметров взаимодействия и условий разрешения конфликтных ситуаций, А.Я. Анцуповым и Н.И. Леоновым выделяются следующие типы конфликтов в коллективе и способы их урегулирования (таб. 4).

Таблица 4

Типы конфликтов и способы их урегулирования в коллективе

Типы конфликтов

Способы урегулирования

Конфликт ценностей

Отделение от сферы взаимодействия, сосуществования. Определение условий сосуществования.

Ресурсный конфликт

Компромиссные решения, определяющие порядок использования ресурса.

Конфликт интересов

Интегративные или компромиссные решения, создающие возможность полной или частичной реализации интересов обеих сторон.

Конфликт средств достижения целей

Интегративные или компромиссные решения, определяющие порядок организации совместной деятельности или взаимодействия.

Конфликт потенциалов

Интегративные или компромиссные решения, ориентированные либо на перспективы расширения потенциала, либо на пересмотр предъявляемых требований.

Конфликт норм

Интегративные или компромиссные решения, пересматривающие или уточняющие нормы взаимодействия.

Таким образом, через определенное установление и поддержание нормативных параметров группы, установление и поддержание относительно стабильной структуры внутригрупповых и межличностных отношений, интеграция и идентификация индивидов, а также организации рационального взаимодействия людей в условиях провоцирующих противодействие и психологическую напряженность обеспечивает разрешение конфликтных ситуаций [7, с. 45].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Методика «Характерологические акцентуации личности и нервно-психологическая неустойчивость»
Цель: изучение отношения испытуемого к себе, к другим людям, к труду, к будущему, к прошлому, к неудачам, к критике, к риску, к правилам, к порядкам и т.д. Акцентуации характера следует рассматривать как крайний вариант психической нормы. В этом состоит коренное отличие терминов "акцентуация" и "психопатия". При это ...

Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
С целью проверки эффективности коррекционной работы по арттерапии, направленной на снижение тревожности у младшего подростка, была проведена повторная диагностика, которая позволила проследить динамику снижения тревожности у испытуемого. Для повторной диагностики нами использовались «Методика диагностики уровня школьной тревожности Фил ...

Поведенческая теория личности
Поведенческая теория личности имеет еще и другое название - "наученческая", поскольку главный тезис данной теории гласит: наша личность является продуктом научения. Существует два направления в поведенческой теории личности - рефлекторное и социальное. Рефлекторное направление представлено работами известных американских бихе ...