Любая деятельность предполагает наличие объекта деятельности – той конкретной сферы, где деятельность разворачивается; цели — результата, который должен быть достигнут; и средств деятельности как операциональной составляющей (по Леонтьеву A.M.). Все эти моменты должны быть представлены в сознании личности. Иначе, по мысли А.Н.Леонтьева, "неадекватность того смысла, который приобретает для человека его деятельность и ее предмет их объективному значению" (30, с. 32) есть проявление дезинтеграции сознания.
Исследователи выделяют такие компоненты образа профессии как цели профессиональной деятельности, средства, используемые специалистом в этой области, и ее специфическую предметную область — набор взаимосвязанных признаков, свойств вещей, процессов, явлений, как бы «противостоящих» человеку в труде (18). Под целями профессиональной деятельности в образе профессии понимается отражение в сознании студента социального смысла данной профессии, ее значения для общества, ее специфических задач. Это есть понимание роли профессии в общественном производстве, что достигается путем раскрытия внутренних связей между осваиваемой деятельностью и ее местом в обществе. Средствами здесь является все то, что использует профессионал для реализации своих функций - от конкретных инструментов («внешние» средства по Венде В.Ф.) до обобщенных представлений о возможных способах деятельности («внутренние» средства). «Средством труда можно считать любую реальность, дающую возможность человеку взаимодействовать с предметом труда сообразно его цели", — по определению Е.А.Климова (21, с. 45). Наконец, знание того особого круга явлений предметного мира, с которым оперируют представители данной профессии, есть третий компонент образа будущей профессии — предметная часть.
Выделенные составляющие образа профессии (цели, предмет, средства) в целом охватывают содержание конкретной профессии. К ним нельзя свести все многообразие реальных профессиональных ситуаций, но они отражают именно существенные закономерные, обязательные моменты, конституирующие профессиональную определенность и специфику, отличающую данную профессию от других видов профессиональной деятельности. Это устойчивое и обобщенное содержание профессии. Оно относится к внутреннему, субъективному плану, отражает профессиональную специфику, и может быть объективировано, вынесено вовне. Этим требованиям удовлетворяют такие составляющие внутреннего плана профессионализации, которые обладают свойствами устойчивости и обобщенности и характеризуют существенные, необходимые элементы профессии, не зависящие от частных, изменяющихся условий (18). Мы выделяем такой компонент профессионального сознания у начинающих специалистов на этапе обучения в вузе как образ будущей профессии. Это образование выполняет функции интеграции, объединения разрозненных знаний и умений, обретенных в различных учебных ситуациях, в единое целостное представление об изучаемой профессии. Образ профессии есть отражение в сознании студента наиболее значимого содержания профессии, и это есть основа, благодаря которой новые знания не остаются разрозненными, а интегрируются в целостную структуру. Образ профессии – это целостное представление базовых компонентов профессии, которые выступают как связанные фрагменты единой структуры.
Е.А.Климов характеризует трудовой пост (форму существования профессии) как «некоторое социально фиксированное многомерное, разно- и многопризнаковое системное образование» (21, с. 41), следовательно, его адекватное отражение также будет являться системой взаимосвязанных представлений об основных его составляющих. Формирование образа профессии заключается в объединении различных сведений о профессии воедино, установлением их взаимосвязи, что позволяет определить значение каждого нового знания в его отношении к уже имеющемуся содержанию основных структурных элементов (цель, предмет, средства). В свою очередь, это содержательное обогащение становится способом развития самого образа профессии, его насыщения новыми представлениями, которые требуют нового обобщения, формирования концептуальных структур более высокого уровня.
Предлагаемый Зибровой подход к анализу значения такой психологической структуры как образ будущей профессии соотносится с современными представлениями о роли «образа собственного будущего» (9, с. 71) в регуляции социального поведения. С.В.Горбатов и Б.Д.Лысков рассматривают концепцию собственного будущего как обобщенную систему представлений человека о своем собственном будущем. Как элемент структуры личности концепция собственного будущего «имеет особое значение для процессов, связанных с выбором и принятием решений, постановкой задач» (9, с.77). В нашем случае область будущего конкретизирована в профессиональном отношении, что определяет ее содержательную специфику. Однако, как пишет, К.А.Абульханова-Славская, «само по себе указание на жизненные занятия, сферы жизни и жизненные события не дает ответа на вопрос, как они реализуются в жизненной динамике, то есть как они становятся движущей силой развития личности» (1, с.138). Важно выделить формы представленности этих явлений человеку, имеющие побудительную силу, позволяющие ему развиваться как субъекту определенной деятельности (18).
Медитация как средство изменения сознания
В течение примерно четырех тысяч лет восточные религии составляли «карты внутреннего пространства» и разрабатывали способы наведения некоторых состояний сознания, чрезвычайно далеко отстоящих от обыденного сознания. За многообразием формулировок (неизбежным в условиях различных культур, «образов мир») часто скрывается один и тот же путь ...
Методы психодиагностики мышления. Младшего школьника
В младшем школьном возрасте под влиянием учения как ведущей деятельности активно развиваются все три вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. Особенно значительные изменения происходят в развитии последнего вида мышления, которое в начале данного периода жизни ребенка еще относительно слабо разв ...
Концепция интеллигентности.
Гизели предполагает, что лидерские качества связаны с вербальными и оценочными способностями личности, и делает вывод, что наличие определенных качеств предсказывает управленческий успех. Личностные качества лидера:
· интеллигентность в вербальном и символическом плане;
· инициативность, способность направлять активность, желания в но ...