Формирование образа профессии у студентов включает в себя процессы наполнения личностным смыслом определенных объективных свойств, характеризующих род занятий, которые обретают внутреннее значение для студентов. «Значение — это ставшее достоянием моего сознания (в большей или меньшей своей полноте и многосторонности) обобщенное отражение действительности, выработанное человечеством и зафиксированное в форме понятия, знания или даже в форме умения как обобщенного "образа действия", нормы поведения и тому подобное» (30, с 299).
"Полнота и многосторонность" образа будущей профессии у студентов рассматривается как характеристику процесса обучения. Подобные показатели выделяют Л.П.Калининский и С.Г.Гайдаржи: "Профессионал – субъект профессиональной деятельности, сознательно и эмоционально предвосхищающий ее социально ценный результат . представляющий систему средств профессиональной деятельности, сознательно выбирающий и уверенно владеющий орудийными средствами деятельности (внешними и внутренними, вещественными и функциональными), осознающий производственно-деловые зависимости людей" (20, с. 98-99).
Итак, формирование образа профессии у студентов — одна из существенных характеристик учебного процесса в вузе. Это критерии профессионализации студента, его готовности к выполнению определенных социальных функций. Сформированный образ профессии есть сложное социальное явление, имеющее свой путь развития, свой процесс становления. «Знание закономерностей формирования личности профессионала, выделение основных этапов этого процесс их психологических характеристик, нахождение и описание важнейших факторов, оказывающих положительное влияние на становление профессионала, либо тормозящих этот процесс — дало бы возможность оптимизировать этот процесс, . управлять им» - подчеркивает значимость подобных исследований Е.М.Борисова (7, с.142-143).
С точки зрения онтогенетического развития субъективный образ предполагает интериоризацию схем действия с внешними предметами и порождение внутреннего плана деятельности из реальных предметных действий (17). Таким образом, расширение внешней, предметной деятельности является основным способом развития ее образной компоненты. При формировании образа происходит преобразование структуры предметной деятельности в структуру внутреннего плана сознания (18). Следовательно, этапность становления образа профессии отражает овладение реальной профессиональной деятельностью, и, наоборот, по внешним проявлениям при выполнении профессиональной деятельности можно судить о сформированности соответствующих внутренних структур.
Конституирующей чертой деятельности является ее содержательность. Тогда характеристика деятельности включает в себя проблему выявления ее конкретной цели деятельности, ее внутреннее основание — мотивационные процессы не имеют достаточного развития.
Итак, в своей работе Зиброва обращает внимание на такой механизм развития внутренней детерминации деятельности человека как определение, оформление цели деятельности, что структурирует различные неоформленные побуждения и стремления, придает им организованный характер и позволяет разворачивать целостную целенаправленную деятельность. «В жизнедеятельности человека цели выступают средствами мотивационной организации поведения, развертывания функционального потенциала человека» (4, с. 80). Цель, то есть представление результата деятельности, является системообразующим фактором мотивационных процессов и имеет мотивационную функцию влечения приобретают характер действительно мотива, оформляясь целью, обогащение и углубление образа желаемого будущего, то есть цели, становится фактором развития соответствующей мотивационной сферы.
Для студентов вуза такой содержательной целью является освоение определенной профессиональной деятельности. Представления о ней, то есть образ профессии, выполняют функцию целеобразования. Степень сформированное образа профессии определяет уровень отчетливости цели деятельности студента. Развитие этих представлений, насыщение их профессиональным содержанием позволяет уточнить цель деятельности и таким образом оформляет процессы внутренней детерминации, то есть имеет мотивирующее значение. В процессе интериоризации человеком объективно существующих в обществе ценностей последние приобретают побудительную силу и становятся реально действующей внутренней детерминацией деятельности (31).
Образ профессии обладает мотивационным значением, его сформированность характеризует степень интериоризации данного содержания человеком и, следовательно, возможность сознательного отношения к нему и его побудительную силу (18). Таким образом, развитие образа профессии становится способом развития системы внутренней детерминации. По мысли С.Л.Рубинштейна, сознание — это не только отражение, но и отношение человека к окружающему его миру, а значит, сопряженные процессы развития представлений об определенном явлении и отношения к нему следует изучать вкупе. «В процессе отражения явлений внешнего мира происходит и определение их значения для индивида и тем самым его отношения к ним. И в силу этого предметы и явления внешнего мира выступают не только как объекты познания, но и как двигатели поведения, как его побудители, порождающие в человеке определенные побуждения к действию, — мотивы» (41,с. 244).
Сознание животных
В смысле противопоставления своего я окружающей среде, свойственно, вероятно, лишь высшим формам. Главным условием сознательной деятельности является присутствие высокоразвитой нервной системы и хорошо развитых органов чувств. У низших многоклеточных животных, у которых нет нервной системы, как у губок, или нервная система является в ви ...
Особенности лечебного воспитания
Лечебное воспитание – это лечения при помощи воспитания и обучения.
Начиная с 70-х годов специалисты все больше склоняются к тому, что главное лечение аутичного ребенка – это лечение обучением. Нам хотелось бы, однако, уточнить эту формулировку. Дело в том, что такого ребенка недостаточно просто учить: мы знаем, что даже успешное накоп ...
"У меня ничего не получится!" Разве?
Плохой руководитель знает, что надо делать. А хороший показывает, как это сделать.
Многие женщины боятся должности руководителя, у них возникают проблемы с исполнением должностных обязанностей, так как они считают, что их личность может подвергнуться деформации в результате этой работы.
Вы считаете, что не обладаете способностями, кот ...