1) Психологическое просвещение – это важное направление деятельности практического психолога, представляющее собой совокупность методов и средств по информированию лиц, заинтересованных в психологических знаниях и имеющих отношение к воспитанию и образованию детей. (Марцинковская Т.Д.)
Психологическое просвещение – это раздел профилактической деятельности специалиста-психолога, направленный на формирование у населения (учителей, воспитателей, родителей) положительных установок к психологической помощи, деятельности психолога-практика, и расширение кругозора в области психологического знания. (Чупров Л.Ф.)
Психологическое просвещение в условиях ДОУ носит профилактический и образовательный характер.
В первом случае речь идёт о предупреждении отклонений в развитии и поведении детей посредством информирования родителей и воспитателей. Предметом информирования являются причины возникновения отклонений, признаки, свидетельствующие об их наличии, а также возможные последствия для дальнейшего развития ребёнка.
Во втором случае имеется в виду ознакомление родителей и воспитателей с различными областями психологических знаний, способствующих самопознанию, познанию окружающих людей и сферы человеческих взаимоотношений. Для родителей имеет большое значение знакомство с основами психологических дисциплин: «Психология семьи», «Детская психология». Для воспитателей – психологическая специфика педагогических воздействий и возрастные особенности развития детей в контексте возрастной, педагогической и детской психологии.
Условием образовательного направления просветительской работы является терминологическая и содержательная адаптированность знаний для лиц, не имеющих специальной подготовки.
2) Формы организации
Индивидуальной формой работы с родителями и воспитателями является консультирование.
Психологическое консультирование в условиях ДОУ – это система коммуникативного взаимодействия психолога с лицами, нуждающимися в психологической помощи рекомендательного характера.
Данное взаимодействие осуществляется по запросу администрации, родителей и педагогов, а также самих детей. Результатом взаимодействия является удовлетворение «реального» запроса и выработка рекомендаций коррекционно-профилактического и информативного характера.
Групповые формы просветительской работы:
лекции;
диспуты;
семинары;
психологические погружения;
тренинги;
собрания.
3) Средства.
Вербальные:
беседа (при индивидуальной форме);
монологическое (лекции), диалогическое (дискуссии) и групповое (диспуты) общение;
видео, аудио, компьютер.
Невербальные (наглядные):
стендовая информация;
специально оформленные брошюры;
распечатки рекомендательных текстов, развивающих игр, мини-тестов и анкет;
библиотека для родителей с подборкой психологической литературы по вопросам семьи и брака.
Тематика.
Для педагогов.
Психофизиологические особенности детей каждой возрастной группы;
Закономерности развития детского коллектива;
Особенности работы педагога с проблемными детьми;
Стили педагогического общения;
Психологические основы работы с семьёй.
Для родителей.
Адаптация ребёнка к ДОУ;
Организация и методы исследования. Этапы
экспериментальной работы
Исследование включало все основные этапы эксперимента, выделенные В.Н. Дружининым [Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. — 2-е изд., доп. — СПб.: Питер, 2002. С. 78—85.].
1) Первичная постановка проблемы:
- определение темы, цели и задач;
- выбор предмета, объекта и метода исследования;
- постановка психологической гипотезы.
...
Доминирующий тип личности
1. В сфере отношения к людям:
а) учителю необходимо очень осторожно вступать и диалог с родителями; детей доминирующего социально-психологического типа личности, так как они могут быть такого же типа. Беседа должна начинаться с оценки положительных сторон ребенка и затем постепенно переходить к обсуждению негативного в поведении ребенк ...
Специфические особенности психологии российского
предпринимателя при сравнении с зарубежным
Определение предпринимательства, приведенное в начале темы, акцентирует внимание на самостоятельности деятельности, предполагающей выбор, риск, ответственность. Выполненные нами исследования представителей малого и среднего бизнеса показали, что у российских предпринимателей симптомокомплекс самостоятельности и автономности выражен особ ...