В процессе своего развития конфликт проходит несколько стадий. Эти стадии не являются обязательными, их продолжительность разнообразна, однако, в целом их последовательность одна и та же. В литературе по конфликтологии наиболее распространен следующий перечень этапов [5, с.48-56]:
1. Предконфликтная ситуация. Отражает положение дел на кануне конфликта. Чаще всего на данной стадии уже существуют определенные предпосылки его развития.
2. Инцидент. Представляет собой первый негативный контакт конфликтантов, которой, прежде всего, связан с накоплением энергии раздражения на предконфликтной стадии и прорывом предела терпимости сторон.
3. Эскалация. В данной фазе конфликт реализуется в серии отдельных актов – действия и бездействий сторон. Эскалация может быть непрерывной – с постоянно возрастающей степенью напряженности отношений и волнообразной, когда напряженность то усиливается, то спадает.
4. Кульминация. Наступает тогда, когда эскалация конфликта приводит одну или обе стороны к действиям, наносящим серьёзный ущерб делу, которое их связывает, организации, в которой они сотрудничают.
5. Завершение конфликта. Данная стадия связана с понятиями цены конфликта и цены выхода из конфликта. Цена конфликта складывается из трёх составляющих: затрат энергии, времени и сил на конфликтную деятельность, ущерба, наносимого недружелюбными действиями другой стороны, и потерями, связанными с ухудшением общей ситуации. Цена выхода из конфликта формируется за счёт разности между утратами, с которыми сопряжён этот выход из конфликта, и приобретениями, которые даст выход.
6. Постконфликтная ситуация. Прямым образом отражает последствия конфликта либо конструктивные, либо негативные и отрицательные.
Психолого-педагогические условия социально-психологического типа личности
подростка. Программа формирования
социально-психологического типа личности подростка
Проведение констатирующего эксперимента позволяет нам определить основные особенности того или иного типа личности, а также статуса в коллективе, и выделить основные направления в работе с детьми. Поэтому, на втором этапе проводился формирующий эксперимент, целью которого было формирование условий для формирования личности подростка, по ...
Психологические факторы образования стереотипов. Оценка
Когда мы наблюдаем какие-то события или общаемся с другими людьми, то постоянно оцениваем эти стимулы. Оценкой называют процесс, посредством которого мы определяем релевантность стимулов с точки зрения их значения для нашей жизни. На основании процесса оценки у нас возникают эмоциональные реакции, а затем мы принимаем решения, касающиес ...
Психологические исследования развития личности в контексте профессиональной
деятельности. Особенности развития личности в период
ранней взрослости
Раннюю взрослость многие исследователи также называют молодостью, ее границы условно располагают на отрезке от 18-20 до 30 лет [44].
Молодость – это прежде всего время поиска спутника жизни, создания семьи и устройства семейной жизни (Ш. Бюлер [31], Р. Гаулд, Д. Левинсон, Д. Вейлант [10] и Д. Б. Бромлей [4]), время выбранной профессии, ...