Психология поведения предпринимателя
Страница 1

Предпринимательское поведение является социально-экономическим.

Под таким поведением понимается цепь последовательно совершаемых поступ­ков человека, направленных на получение субъективно оцениваемых преимуществ от разницы между приложенными усилиями и полученным результатом в процессе приобретения, хранения и обмена материальных и духовных ценностей. [6]

Можно предположить, что предпринимательское поведение обусловлено уста­новками, вызывающими состояние готовности к совершению поступков предпри­нимательского характера в случае наличия потребности и удовлетворяющей ее си­туации.

По данным Р. Хизрича и М. Питерса, в 50-72 % случаев у основателей компаний хотя бы один из родителей имел свободную профессию. Следовательно, при воспи­тании будущих предпринимателей эти родители заложили в своих детях установки или готовность совершать поступки, характерные для предпринимательского типа поведения. [7]

Степень свободы выбора, которую позволяют себе успешные предприниматели, заставляет предположить, что данный тип людей обладает значительно меньшим количеством фрустрирующих[8] личность установок, чем другие. Область созна­тельного представлена здесь значительно в более широком диапазоне. Известно, что невозможно добиться успеха, если поведение неадекватно ситуации. Чтобы быть «везучим», необходимо четко реагировать на изменение окружающей дей­ствительности. Особенно часто такие изменения происходят при занятиях пред­принимательством, где «неопределенность» является главной психологической «средой обитания». В подсознании предпринимателей может содержаться готовность быть гибким, оптимальным, успешным, творческим, обеспеченным и другие регуляторы, способству­ющие «победе» в этой жизни. Данные установки довольно легко можно вывести в область социального. Следовательно, есть шанс признать свое поведение или отка­заться от него.

Установки, несовместимые с предпринимательскими поступками, прекрасно сформулировал М. Мольц.108 Это готовность к разочарованию, неуверенности, ис­пытанию чувства одиночества, обиды, опустошенности и использованию агрессии по полезным каналам приложения. По мнению У. Джеймса, причина уныния предпринимателя «только отражение субъективного восприятия человека». Ибо потеря прибыли — факт, а что предпри­ниматель при этом опозорен или разорен — его личное суждение. Личность успешного предпринимателя отвергает побуждение жить предопреде­ленным образом. Она постоянно учится сталкиваться с новыми ситуациями, откры­вает новые способы мышления, переживания и реагирования. В результате такое поведение устраняет противоречие, вызванное понятиями «надо» и «хочу», так как они просто сливаются. Именно сознательное решение быть свободным, несмотря на инстинкты, побуждения, наследственность и окружающее влияние, выделяет пред­принимателей из общей социальной структуры.

К этим людям невозможно никак не относиться, так как их поведение вызывает у кого «зависть», у кого «прекрасное чувство свободы», а у некоторых желание изу­чить истоки такой нестандартности.

На поведение предпринимателей влияют не только внутренние установки, но и внешние обстоятельства, порожденные конкретной исторической обстановкой, го­сударственной идеологией, культурой нации, а также того социального слоя, из ко­торого формировался предпринимательский социум.

Живя в обществе, предприниматель знает, что любой его поступок в семье, офи­се, на улице оценивается с позиции нравственности, что в свою очередь влияет на основную цель предпринимательства — получение прибыли. Поэтому предприни­мательские поступки должны соотноситься как с национальной культурой обще­ства, так и с предпринимательской культурой — созидаемыми и передаваемыми социальной группой предпринимателей системами ценностей, идей и символов. Именно поведение человека выявляет его отношение к социальным ценностям и определяет специфику образа жизни.[9]

Страницы: 1 2


Формируем адекватную самооценку
Характеристика фиксирует не только оценку аттестуемого, но и черты личности ее автора. (В.К. Тарасов) Как Вы представляете себе человека, который теряет свои силы и энергию во время работы? Уверенный, сильный и хорошо организованный? Конечно, нет! Скорее это неуверенный в себе человек. Однако чем более Вы уверены в себе, в своих силах, ...

Возрастные исследования развитие мышления подросткового и юношеского возраста
Между одиннадцатью и семнадцатью годами дети осваивают различные понятия сохранения, а также начинают выполнять и другие логические манипуляции. Например, они могут распределять объекты по одному их признаку: по высоте или весу. У детей в этом возрасте формируется также мысленное представление о последовательности действий. Ж. Пиаже, х ...

Умение рационально разрешать конфликты
В работе всякого коллектива не обходится без напряжений и даже конфликтов. Задача руководителя - эффективно управлять ими так, чтобы использовать все конструктивные возможности и предотвращать негативные последствия. Ограничения могут быть связаны с тем, что человек не умеет рационально вести себя в конфликтной ситуации. Предлагаемый н ...