Игра в жизни дошкольника занимает огромное место, и имеет важное значение для психического и эмоционально-волевого развития ребенка. Для того чтобы игра дошкольника носила не только развивающий характер, но и способствовала развитию волевых качеств это должна быть:
а) игра по правилам или с правилами;
б) коллективная, партнерская игра, в которой партнерами могут быть как сверстники, так и взрослые;
в) в ней должны быть созданы условия для выстраивания каждым играющим своей стратегии;
г) в игре должна ставиться цель – выиграть (т.е. это всегда либо соревновательная игра, либо игра-достижение).
Мы разработали систему игр для формирования волевых качеств.
Работа с детьми включала широкое использование подвижных игр. Они способствовали формированию таких волевых качеств дошкольника как ответственности, упорства, настойчивости, решительности. Такие игры строились на добровольных началах, предусматривали большую роль вожаков из среды самих детей при общем руководстве со стороны старших. Знакомили детей с новыми для них играми. В теплые дни их проводили на открытом воздухе, на игровой площадке. Такие игры не требовали никакого специального оборудования или инвентаря. Опишем эти игры, которые были использованы с целью формирования волевых качеств.
1. "Зайцы в огороде"
. В игре принимали участие все дети. На площадке
начертили два круга, один в другом. Диаметр внешнего круга был 4 м, а внутреннего – 2 м. Водящих-"сторожей" выбрали двое, так как детей было много. "Сторожа" находились во внутреннем круге (огороде), остальные игроки – "зайцы" во внешнем. Зайцы прыгали на двух ногах – то в огород, то обратно. По сигналу ведущего, сторож ловил зайцев, которые оказались в огороде, догоняя их в пределах внешнего круга. Те, кого сторож осалил, выбывали из игры. Когда все зайцы были пойманы, выбирался новый сторож, и игра начиналась снова. В этой игре у детей вырабатывали решительность, дисциплинированность, ответственность. Некоторые дети нарушали правила игры – "зайцы" выпрыгивали из внешнего круга, "сторожа" ловили "зайцев" во внешнем круге. Приходилось детям напоминать правила, соблюдать дисциплину.
2. "Космонавты"
По углам и сторонам площадки начертили 5 больших треугольников – "ракетодромов". Внутри каждого "ракетодрома" нарисовали 4 кружка – "ракеты". Их было на 9 меньше, чем играющих. Сбоку каждого "ракетодрома" написали маршруты:
3 – Л – 3 (Земля – Луна – Земля)
3 – М – 3 (Земля – Марс – Земля)
3 – Н – 3 (Земля – Нептун – Земля)
3 – В – 3 (Земля – Венера – Земля)
3 – С – 3 (Земля – Сатурн – Земля)
В начале игры внимание детей было направлено на выполнение правил: начинать игру – только по установленному сигналу взрослого; разбегаться – только после слов: "Опоздавшим – места нет!" Играющие, взявшись за руки, в центре площадки шли по кругу и приговаривали:
Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок по планетам.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим – места нет!
Как только произносилось последнее слово, все разбегались по "ракетодромам" и старались скорее занять места в любой из заранее начерченных "ракет". Опоздавшие на "рейс" становились в общий круг, а "космонавты", занявшие места, громко по 3 раза объявляли свои маршруты. Это значило, что они совершали прогулку в "космосе". Затем все снова становились в круг, брались за руки и игра повторялась. Выигрывали те, кому удавалось совершить три полета. В этой игре также были случаи нарушения правил: разбегались, не дождавшись слов: "Опоздавшим – места нет!" В игре формировались такие волевые качества, как выдержка, ответственность.
3. "Белые медведи"
.
Площадка, на которой проводилась игра, представляла собой море. В стороне было очерчено небольшое место – льдина. На ней стоял водящий – "белый медведь". Остальные "медвежата" произвольно размещались по всей площадке. Правила игры, которые были рассказаны детям, заключались в следующем: "медвежонок" не мог выскальзывать из-под рук окружившей его пары, пока его не осалил "медведь"; при ловле запрещалось хватать играющих за одежду, а убегающим выбегать за границы площадки. Игра начиналась тем, что "медведь" рычал: "Выхожу на ловлю!" – и начинал ловить "медвежат". Сначала он ловил одного "медвежонка" (отводил на льдину), затем другого. После этого два пойманных "медвежонка" брались за руки и начинали ловить остальных играющих. "Медведь" отходил на льдину. Настигнув кого-нибудь, два "медвежонка" соединяли свободные руки так, чтобы пойманный игрок очутился между руками, и кричали: "Медведь, на помощь!" "Медведь" подбегал, осаливал пойманного и отводил на льдину. Следующие двое пойманных также брались за руки и ловили "медвежат". Игра продолжалась до тех пор, пока не были переловлены все "медвежата". Последний пойманный игрок становился "белым медведем". Побеждал последний пойманный игрок. Игра была направлена на развитие таких волевых качеств, как решительность, выдержку, настойчивость. Некоторые дети нарушали правила: выскальзывали из-под рук окружившей его пары, не дождавшись пока осалит "медведь"; хватали играющих за одежду; толкали друг друга. Приходилось игру останавливать и напоминать правила игры, делать упор на выдержку, решительность.
Мотивация учебной деятельности как предмет психологического исследования. Изучение проблемы мотивационной сферы человека в науке
Многочисленные теории мотивации стали появляться ещё в работах древних философов. В настоящее время таких теорий насчитывается уже не один десяток. Взгляды на сущность и происхождение мотивации человека на протяжении всего времени исследования этой проблемы неоднократно менялись.
Психология мотивации формировалась на протяжении несколь ...
Атрибуция
В механизм формирования стереотипов вовлечены не только схематизация, категоризация и т.п., но и другие когнитивные процессы, прежде всего каузальная атрибуция – «интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей» [11; 25]. Основы изучения каузальной атрибуции заложил Ф.Хайдер, разработавший ее ос ...
Преимущества используемого метода
Оправданно актуальный поиск нового метода исследования привёл к разработке метода исследования комбинированного влияния наследственности и среды, опирающегося на анализ изменений в распределениях фенотипа в популяции. Полученные модели позволили оценивать динамику не только дисперсий, но и средних значений рассматриваемых величин как не ...