Таким образом, социологические и близкие к ним социально-психологические теории рассматривают девиантное поведение как результат социальных процессов, сложных взаимоотношений между обществом и конкретной личностью. С одной стороны, мы видим, что в самом обществе имеются серьезные причины для отклоняющегося поведения, например социальная дезорганизация и социальное неравенство. С другой стороны, мы закономерно приходим к пониманию роли индивидуальности конкретного человека в процессе социализации его личности.
Социологические теории не объясняют, почему в одних и тех же социальных условиях различные люди демонстрируют принципиально разное поведение, например далеко не все представители беднейших слоев проявляют делинквентность и наоборот. Следует признать, что социальные условия действительно определяют характер социальных девиаций (масштаб распространения данных явлений в обществе или социальной группе). Но их оказывается явно недостаточно для объяснения причин и механизмов отклоняющегося поведения конкретной личности.
Социальная дезорганизация
Ряд ученых (Томас, Знанецкий, Шибутани) объясняют отклоняющееся поведение происходящими в обществе социальными изменениями, дезорганизующими его жизнь. Поскольку разрушается согласие между людьми, одни стараются придерживаться старых норм и ценностей (ритуалисты, традиционалисты), другие же ориентируются на вновь появляющиеся ценности и нормы (авангардисты). Если же нормы не ясны и противоречивы, как считает Т.Шибутани, то широкое распространение получает индивидуализм[17].Сторонники социальной дезорганизации, по существу. Отрицают классовый характер социальных норм.
Исходя из соотношения норм и ценностей эталонной группы и отношения к ней индивида, Т. Шибутани выделяет типы отклоняющегося поведения:
1) конформное;
2) импульсивное;
3) компульсивное.
Конформное отклоняющееся поведение возникает тогда, когда человек руководствуется нормами эталонной для него группы. Если нормы этих групп отличаются от принятых в обществе, то человек, следовавший им, становится правонарушителем. «Мальчики из района трущоб совершают многие нарушения, пытаясь достичь и сохранить желаемый статус в глазах своих товарищей. «Неисправимый» мальчик может быть наделен многими качествами, которые вызывают уважение к нему в его первичной группе, такими, как мужество, верность, цельность, порядочность и «честная игра»[18]. Так односторонне, лишь действием норм эталонных групп, объясняет Т.Шибутани преступность несовершеннолетних из трущоб, уходя от коренных социальных причин, которым обязаны трущобы своим существованием. Эталонные групповые нормы действуют и при совершении преступлений взрослыми, принадлежащими к определенным социальным классам (бизнесмены, умышленно нарушающие законы, часто считают себя очень ловкими и нередко вызывают восхищение друзей своими незаконными действиями). Импульсивное отклоняющееся поведение возникает в результате временной утраты самоконтроля, особенно под влиянием сильного возбуждения, вопреки собственным стандартам поведения. К подобным случаям Т.Шибутани относит случаи дезертирства, воровства, насилия и др.
Компульсивное отклоняющееся поведение возникает в случаях дезорганизации личности употреблением наркотиков, алкоголя, вследствие насилия.
Теория множественных факторов
Согласно этой теории, «вообще не существует причин преступности (в строго научном смысле этого слова), а есть лишь факторы, вызывающие преступное поведение, и явно очевидные условия и положения, которые способствуют преступности»[19].
Психологические особенности юношеского возраста. Юность как возрастной этап
психического развития
Юношеский возраст - период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью. Психологи расходятся в определении возрастных границ юности. В западной психологии преобладает традиция объединения отрочества и юности в возрастной период, называемый периодом взросления, содержанием которого и является переход от детства к взросло ...
Анализирующий этап результатов деятельности.
Педагогу необходимо осознавать результаты своей деятельности. Процессы осознания присутствую в условиях каждой проблемной ситуации, и сознательное постижение проблемы открывает ее для последующего мышления. В этом смысле осознание противоположно рефлексии. Если осознание есть постижение целостности ситуации то рефлексия, напротив, члени ...
Этнические стереотипы
Впервые понятие "стереотип" было введено в науку У. Липпманом. В 1922 году в книге "Общественное мнение" он использовал термин "социальный стереотип", определяя его как упорядоченную, схематичную, детерминированную культурой "картинку мира" в голове человека, указав на две важнейшие причины стерео ...