Воображение играет огромную роль в жизни человека. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей.
Важнейшее значение воображения в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым, ориентируя человека в процессе любой творческой деятельности. Оно позволяет принять решение при отсутствии должной полноты знаний.
ВООБРАЖЕНИЕ
[1]
– это способность человека к построению новых образов путем переработки психических компонентов, обретенных в прошлом опыте.
Происходит отражение реальной действительности в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях. Синтез представлений в процессах воображения осуществляется в различных формах:
- агглютинация- соединение несоединяемых в реальности качеств, свойств, частей предметов;
- гиперболизация- увеличение или уменьшение предмета, изменение качества его частей;
- заострение- подчеркивание каких-либо признаков;
- схематизация– сглаживание различий предметов и выделение сходства между ними;
- типизация- выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе.
Воображение по степени выраженности активности бывает пассивное и активное. Пассивное характеризуется созданием образов, которые не воплощаются в жизнь, программ, которые не осуществляются или вообще не могут быть осуществлены. Пассивное воображение может быть преднамеренным (создает образы /грезы/, не связанные с волей, которая могла бы способствовать их воплощению в жизнь) и непреднамеренным (наблюдается при ослаблении деятельности сознания, при его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне).
Активное воображение может быть творческим и воссоздающим. Творческое воображение
[2]
- создание нового оригинального и синтез накопленных человеком знаний. Возникшее в труде творческое воображение предполагает самостоятельное создание образов, реализуемых в продуктах деятельности, и является неотъемлемой стороной технического, художественного и иного творчества. Воссоздающее воображение [3]
- на основе воспринятой знаковой системы, словесной, числовой, графической и др. наполнение знаковой системы имеющимися знаниями человека (чтение художественной литературы). Имеет в своей основе создание тех или иных образов, соответствующих описанию.
Возникает вопрос: как же происходит эта творческая комбинирующая деятельность? Откуда она возникает, чем она обусловлена и каким подчиняется законам в своем течении? Л.С. Выготский в своей книге отвечает на эти вопросы: «Она возникает не сразу, а очень медленно и постепенно, развивается из более элементарных и простых форм в более сложные, на каждой возрастной ступени она имеет свое собственное выражение, каждому периоду детства свойственна своя форма творчества. Далее она не стоит особняком в поведении человека, но оказывается в непосредственной зависимости от других форм нашей деятельности, и в частности от накопления опыта»[4]
.
Для того чтобы понять психологический механизм воображения Выготский выделил четыре основные формы, которые связывают деятельность воображения с действительностью.
Первая форма
заключается в том, что «всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из действительности и содержащихся в прежнем опыте человека».[5]
Избушка на курьих ножках существует, конечно, только в сказке, но элементы, из которых построен этот сказочный образ, взяты из реального опыта человека, и только их комбинации носят след сказочного, т.е. не отвечающего действительности, построения.
Второй формой
является связь между готовым продуктом фантазии и каким-нибудь сложным явлением действительности, т.е. воображение создает из опыта новые комбинации. Получается двойственная и взаимная зависимость воображения и опыта. Если в первом случае воображение опирается на опыт, то во втором сам опыт опирается на воображение.
Третья форма
связи проявляется двойным образом. С одной стороны, всякое чувство, всякая эмоция стремится воплотиться в известные образы, соответствующие этому чувству. Входя в сумерках в комнату, ребенок принимает по иллюзии висящее платье за чужого человека или разбойника, забравшегося в дом. Образ разбойника, созданный фантазией ребенка, является нереальным, но страх, испытываемый ребенком, его испуг являются совершенно действительными, реальными для ребенка переживаниями.
Методы диагностики памяти
Память человека еще более многоаспектна, чем его внимание, и с помощью одной или двух методических проб, одного или двух частных показателей удовлетворительно оценить ее практически невозможно. Для успешности обучения ребенка в младших классах необходимо знать, как минимум, следующие виды памяти и их показатели:
1. Кратковременную зр ...
Методы психодиагностики мышления. Младшего школьника
В младшем школьном возрасте под влиянием учения как ведущей деятельности активно развиваются все три вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. Особенно значительные изменения происходят в развитии последнего вида мышления, которое в начале данного периода жизни ребенка еще относительно слабо разв ...
Практические задания по изучению ощущений и восприятия (опыты). Опыт 1. Ощущения и восприятие.
Ход опыта. Испытуемый закрывает глаза, ему на ладонь кладут какой-нибудь небольшой предмет и, не ощупывая предмет, испытуемый отвечает на вопрос: «что вы можете сказать о предмете? Он легкий? Холодный?». Так выявляются отдельные ощущения. Затем с закрытыми глазами испытуемый ощупывают предмет, формируют целостный образ предмета, отвечая ...