Анализ литературы, отражающей исследования отечественных и зарубежных психологов, по данной проблеме, показал:
Имеющиеся психологические данные неоднородны и противоречивы по характеру:
Ни одна концепция возникновения, формирования психологической зависимости не представляется исчерпывающей и убедительной.
Столкновение личности с обстоятельствами, препятствующими реализации в жизни ее глубинных, базисных тенденций, обусловливает предрасположенность к злоупотреблению наркотиками.
Злоупотребление наркотиками является защитной активностью личности перед лицом трудностей, которые препятствуют удовлетворению наиболее важных и значимых для него потребностей и носит адаптивный смысл.
Побуждением к употреблению наркотиков может быть не только ожидания снижения напряженности неудовлетворенных потребностей, но и ожидания возрастания возможностей действования на фоне наркотического опьянения. Речь идет об отношении к наркотику как средству, увеличивающему возможности индивида во взаимодействии с миром.
Благоприятным поводом попробовать наркотики становятся эмоциональные расстройства, депрессии, потребность выровнять настроение.
Психологи и врачи могут в общих чертах нарисовать психологический портрет наиболее распространенного типа личности наркомана, это люди чувствительные, эмоционально трудно приспосабливаются и чувствуют себя неуютно в обществе, трудно справляются с трудностями в жизни. Они не имеют устойчивых и определенных социальных интересов, планов на будущее и уверенности в завтрашнем дне.
Подростковый возраст с его неустойчивой самооценкой и эмоциональной уязвимостью - наиболее удобное время приобщения к наркотикам.
Существует психическая предрасположенность одних людей и большая устойчивость других к наркологическим заболеваниям.
Конечно, приведенный анализ не является исчерпывающим. Однако, он дает возможность увидеть многогранность существующей проблемы. В связи на наш взгляд эффективное лечение наркомании возможно, только при условии его системного лечебного воздействия, способного повысить возможности наркозависимой личности самореализоваться в динамичной социальной среде.
1. Для решения поставленных задач нами было создано две экспериментальные группы:
В контрольную группу вошли 20 респондентов имеющих наркотическую зависимость и находящихся на лечении в реабилитационном центре. Возраст испытуемых 21-27 лет. Стаж употребления наркотическими препаратами составляет от 2 до 4 лет. В экспериментальную группу вошли 20 респондентов, не употребляющие наркотические вещества, возраст респондентов 21-27 лет.
1. Для оценки психологических особенностей респондентов применялся психодиагностический комплекс, который составили следующие методики:
· Методика «Характерологические акцентуации личности и нервно-психологическая неустойчивость»;
· Методика диагностики степени готовности к риску Шуберта;
· Опросник мотивации достижения Мехрабиана;
· Шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера;
· Тест дифференциальной самооценки функционального состояния (САН);
Трансактный анализ
В теории Э. Берна нет четкого определения и понимания сущности наркомании. В соответствии с его теорией нормальное развитие личности происходит, когда важнейшие аспекты Родителя, Взрослого и Ребенка согласуются друг с другом. Это люди с хорошими границам Я, у которых могут быть серьезные внутренние конфликты, но которые способны сбаланс ...
Мужчины не любят слушать критику в свой адрес
Проиграть в шахматы начальнику - это чистый выигрыш. (Веселин Георгиев)
Терять авторитет не нравится никому. Но мужчины особенно не любят этого, а если все же и попадают в ситуацию, когда их репутация оказывается под угрозой, переживают ее гораздо тяжелее, чем женщины. Женщины воспитываются в атмосфере принижения своих достоинств ради ...
“Телефон”
Цель упражнения: развитие способности к пониманию невербальных сигналов; знакомство с особенностями невербальных сигналов различных культур.
Инструкция: Участники группы садятся полукругом. Перед ними в центре стоит стул.
«Сейчас на этот стул по очереди будут садиться некоторые из нас и „говорить" по воображаемому телефону. При э ...