Психокоррекционная работа с дошкольниками
Страница 1

II этап

нашего исследования -

формирующий эксперимент включал в себя проведение с детьми коррекционных занятий, направленных на снижение реакций страха и тревожности.

Общая продолжительность коррекционных занятий составила 2 месяца, всего с детьми было проведено 16 занятий по 35-40 минут, с консультациями для родителей. Занятия проходили на базе детского сада во второй половине дня 2 раза в неделю. Детальная информация гидроцилиндр стрелы ПЭФ у нас на сайте.

Коррекция ориентирована не на достижение каких-то конкретных результатов, а на создание условий, способствующих отреагированию негативных переживаний, отработки навыков адекватного взаимодействия и реагирования, снижению эмоционального напряжения, повышения адаптационных возможностей и раскрытие творческого потенциала детей.

В качестве основного метода мы используем коррекцию эмоциональных комплексов через рисование. При этом применялись различные изобразительные техники: рисование ладонями, пальцами, кулаком, ребром ладони; по-мокрому; с помощью трафаретов набрызг; с помощью тампона; кляксография.

Кроме того, как дополнение, в ходе занятий, использовались такие психокоррекционные методы, как психогимнастика, игры и упражнения, направленные на создание положительных эмоций у старших дошкольников. Как известно, игра выполняет большую коммуникативную роль, благодаря ей ребенок освобождается от многих негативных эмоций (страха, агрессии, нарушения поведения и т. д.). Программа занятий составлена нами из конкретных упражнений,

которые приведены в приложениях 4 и 5.

Цель программы

: создание психолого-педагогических условий для преодоления тревожности и страхов у детей через коррекцию методами рисования.

В основу коррекционной программы легли следующие принципы:

- рисунок рассматривался как сфера совмещения диагностики и коррекции;

- рисунок рассматривался как феномен, т.е. комплексно, когда любой отдельный показатель рисунка не может быть однозначно связан с какой-либо отдельной психологической характеристикой ребенка;

- любая характеристика рисунка со временем могла изменить свое значение для одного и того же ребенка;

- рисование обязательно должно было сопровождаться беседой психолога с ребенком о его рисунке;

- главный персонаж рисунка являлся метафорой личности ребенка, а события, происходящие на рисунке, метафорами субъективного восприятия событий, в которые эмоционально вовлечен ребенок;

- при рисовании соблюдался принцип безопасности: использование метафорического пространства позволял избежать прямого грубого воздействия на психику ребенка.

Коррекционная программа включала в себя два этапа работы.

На первом этапе

, идет установление эмоционально-позитивного контакта с ребенком. Первая встреча с психологом, как правило, вызывает у детей тревогу или усиливает имеющееся чувство тревожности.

Цель данного этапа: знакомство детей с группой и методами работы, создание теплой эмоциональной атмосферы, помочь детям освоиться в новой обстановке, поддерживать инициативу детей.

Для повышения эффективности дальнейшей работы и снижения у ребенка уровня тревоги на данном этапе использовалась «Игра в рисунки».

Второй этап

- этап объективирования ситуаций и эмоциональных переживаний. На этом этапе большое внимание уделяется индивидуальной работе в форме рисуночной терапии, в совокупности с другими приемами. Ставится задача формирования предпосылок для преодоления тревожности и страхов.

Так как ребенок может быть эмоционально возбужденным или инертным, перед началом психокоррекционного занятия и после него мы включали релаксационные упражнения, тонизирующую физкультминутку или дыхательную гимнастику в зависимости от состояния ребенка.

Структура занятия включает в себя следующие элементы:

- Приветствие (позволяет сплотить детей, создать атмосферу группового доверия и принятия).

- Разминка (воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности. Позволяет активизировать детей, поднять их настроение).

- Основная часть занятия (совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данной программы. Последовательность предполагает чередование деятельности, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуального к релаксационной технике).

- Рефлексия (детьми даются две оценки: эмоциональная и смысловая).

- Ритуал прощания.

В качестве примера, приведем некоторые из занятий.

Занятие №1.

Знакомство

Цель:

раскрепощение участников.

«Игра в рисунки».

В начале проведения игры психолог спрашивает у ребенка, играл ли он когда-нибудь в рисунки, и при этом начинает рисовать и одновременно комментировать. Со словами: «Нарисуем-ка домик», – он рисует квадрат, а в нем два квадратика поменьше (окна) и прямоугольник посередине (дверь). «Это – обычный домик, с двумя окнами, крышей и трубами» (треугольник – крыша, два прямоугольника – трубы). «В этом домике жил мальчик (девочка)». Далее психолог обращается к ребенку: «Как звали этого мальчика (девочку)?»

Страницы: 1 2 3 4


Теории лидерства.
Теории лидерства разнообразны, среди них можно выделить подход с опорой на личные качества человека: · поведенческий, · ситуационный подходы. ...

Анализ результатов констатирующего эксперимента. Исследование социально-психологического климата
Опишем результаты, полученные нами в ходе диагностического исследования. Началом исследования послужила диагностика социально-психологического климата. Мы получили данные, которые наглядно изображены в диаграммах (рисунок 9 и 10), количественные же показатели представлены в Приложении 8. Рис. 9. Общие показатели развитости компоненто ...

Социальный стереотип как психологическое явление. Определение понятия
Проблема социального стереотипа имеет обширную историографию. В западной психологии, политологии и социологии теории стереотипов разрабатываются, в основном, на макротеоретическом уровне. В этих исследованиях содержатся различные интерпретации стереотипа, как некоего образования с определенными психологическими механизмами, формирующими ...