Продолжается это только до тех пор, пока популяция не сократится до оптимальных размеров. Если бы удалось найти "канал", по которому идет этот приказ, человек мог бы управлять численностью различных популяций. Известно, что биологически зарождение мужской или женской особи равновероятно. Однако если в популяциипочему-либо оказывается мало самок, то среди новорожденных вдруг начинают преобладать самки, если мало самцов, то количество самцов среди вновь родившихся начинает превышать среднюю цифру. Процесс этот продолжается до тех пор, пока соотношение полов не выравнивается. Ясно, что отдельная особь не может по собственному желанию влиять на пол своего потомства. В то же время речь идет о явлении, повторяющемся с правильностью закона. Явление, о котором идет речь, хорошо известно и в человеческом сообществе Среди демографов оно получило название "феномена "военных лет" Во время войн и после них в воевавших странах, понесших значительный урон среди мужского населения, наблюдается внезапный рост уровня новорожденных мужского пола. Известно несколько подходов к объяснению физиологического механизма этого явления Нас интересует, однако, не сам механизм, а то главное, - что стоит за всем этим,регулируюшее начало, "Большая воля", приводящая механизм в действие. Исследователи отмечают это -- регулирующее воздействие самой совокупности особей. Пребывание в стаях коррегирует поведение отдельных особей в полезную для них сторону. По словам одного из орнитологов, происходит "инстинктивное координирование поведения путем образования стаи" Соответственно сам смысл образования стай, стад, возможно, в том и заключается, чтобы возникли "Большая воля" и "Большое знание" Именно они подчиняют поведение, инстинкт и волю отдельной особи цели более важной, чем ее собственное бытие, - выживанию популяции. Исследователи все больше приходят к мысли, что совокупность живых существ -- это нечто качественно иное, чем принято было считать до сих пор. При виде стаи саранчи, которая движется плотной, компактной массой, достигающей иногда веса в 10000 тонн, трудно бывает отделаться от ощущения, что это некое единое гигантское существо.
Такое же впечатление производят порой иперелетные стаи птиц, летящих сплошной живой массой. Отдельные особи кажутся как бы частицами некоего единого организма, а их нервная система и мозг -- компонентами общего "сверхсознания" о живом существе. Возможно, здесь уместна следующая аналогия "Летящие брызги бушующего водопада, - писал Шопенгауэр, -- сменяют друг друга с быстротой молнии, между тем как радуга, основой которой они служат, стоит над ними невозмутимом покое" Не так лии "сверхорганизм" пребывает в "невозмутимом покое", в то время как отдельные особи, составляющие его, поколение за поколением сменяют друг друга. Можно ли допустить мысль, что "сверхорганизмы", населяющие Землю, в свою очередь образуют некую совокупность следующего, более высокого порядка? В свое время Вернадский ввел понятие "биосферы", которым он обозначил сумму всего живого, населяющего нашу планету. По словам академика АМН Казначеева, биосфера должна рассматриваться как "единый целостный планетарный организм". Также воспринимал биосферу известный французский палеонтолог и философ Тейяр де Шарден. Это, по его словам, "живое существо, расползшееся по Земле, с первых же стадий своей эволюции оно вырисовывает контуры единого гигантского организма". Атомы, "вошедшие в биосферу, - писал Вернадский, - атомы, захваченные жизненным вихрем, редко возвращаются, а может, и вообще не возвращаются обратно в косную материю. Изучая биосферу, Вернадский пришел к парадоксальному выводу, что в геохимическим отношении она пребывает неизменной в течение всей своей эволюции. Со времени возникновения жизнибиосфера имела ту же массу, что и сейчас. Появляются и исчезают целые классы и виды живых существ, биосфера же, этот "целостный планетарный организм", остается как бы в "невозмутимом покое". Возможно ли предположить, чтобы этот совокупный планетарный организм был наделен неким подобием единого сознания? Многие известные философы и ученые допускали это.
Методы оценки внимания младшего школьника
Внимание
- один из главных психологических процессов, от характеристики которого зависит успешность учебной деятельности ребенка. Многие проблемы, возникающие в учении, особенно в начальный его период, непосредственно связаны с недостатками в развитии внимания. Они могут быть устранены, если заранее известны индивидуальные особенности ...
Методы психологической диагностики: наблюдение, беседа, интервью,
анкетирование
Методы научных исследований – это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.
Наблюдение
1) Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта ...
Использование других методов изучения
межличностных отношений.
Для исследования межличностных отношений в группе используют методики одни из которых предназначены главным образом для исследования групповых процессов, а другие – для изучения личности и место каждого ребенка в структуре группы. Эти методики направлены на количественный и качественный анализ изучаемых явлений и способов обработки пол ...