Внимание
- один из главных психологических процессов, от характеристики которого зависит успешность учебной деятельности ребенка. Многие проблемы, возникающие в учении, особенно в начальный его период, непосредственно связаны с недостатками в развитии внимания. Они могут быть устранены, если заранее известны индивидуальные особенности внимания ребенка и тот уровень, на котором оно находится в данный момент времени.
Хотя в целом в онтогенезе внимание изменяется мало (это особенно касается его природно обусловленных видов: непосредственного и непроизвольного) и его основные характеристики с возрастом остаются достаточно устойчивыми, все же со временем при достаточных и систематических усилиях можно избавиться от многих недостатков в развитии внимания ребенка. Это объясняется тем, что одни, слаборазвитые качества внимания можно компенсировать усиленным развитием других его качеств. Так, слабая устойчивость внимания нередко может быть восполнена его хорошей переключаемостью; относительно небольшой объем внимания как недостаток преодолевается за счет повышения продуктивности внимания; недостатки зрительного внимания могут быть частично уравновешены преимуществами слухового и двигательного внимания; дефицит механического – развитостью логического внимания и т.д.
Методика 1. Определение объема внимания
Используется стимульный материал, изображённый на рисунке 8. Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу квадрат с девятью точками.
Инструкция:
« Сейчас мы поиграем. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках ».
Далее ребёнку последовательно, на 1-2 сек., показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке (рис.9) за 15 сек.
Оценка результатов.
10 баллов
- очень высокий уровень развития.
8-9 баллов -
высокий.
4-7 баллов
- средний.
0-3 балла
– низкий.
Методика 2. «Таблицы Шульте»
Используется стимульный материал, изображенный на рис. 10. Даётся инструкция работать максимально быстро и внимательно. Затем экспериментатор замечает время по секундомеру, а испытуемый показывает числа от 1 до 25, называя при этом их вслух. Экспериментатор определяет затраченное на поиск 25-ти цифр по порядку сначала в первом, а затем во 2,3,4 и 5-ом квадратах. Экспериментатор отмечает в тетради время для каждого квадрата. Затем вычисляют среднее время для одного квадрата и выражают графически.
Рис. 1. Стимульные изображения ломаных линии для методики определения объёма кратковременной и оперативной зрительной памяти.
(Рис. 2. Трафаретные рамки для воспроизводства стимульных изображений в методике определения объёма кратковременной зрительной памяти.
Рис. 3 . Карточки с треугольниками, предъявляемые ребёнку в методике оценки оперативной зрительной памяти.
Рис. 4 . Матрица для поиска (узнавания) экспонированных карточек с треугольниками в методике оценки оперативной зрительной памяти.
А Б
3
2 4 7 9
3 8 6 1 5 4
1 5 8 5 6 8 5 2
4 6 2 3 9 3 5 9 6 1
4 8 9 1 7 3 7 9 6 4 8 3
5 1 7 4 2 3 8 9 8 5 2 1 6 3
1 4 2 5 9 7 6 3 4 2 7 0 1 8 9 5
Рис.5
А Б
4 9 1 6 3 2 5 8 4 5 7 1 9 2 8 3
Психодинамическая теория личности
Основоположником психодинамической теории личности, также известный под названием "классический психоанализ", является австрийский ученый З. Фрейд.
По мнению Фрейда, главным источником развития личности являются врожденные биологические факторы (инстинкты), а точнее, общая биологическая энергия - либидо (от лат. - влечение, ж ...
Личностные особенности больных сердечнососудистой системы и желудочно-кишечного
тракта
Гипертоническая болезнь (ГБ)
– одно из самых распространенных заболеваний населения в развитых странах. Как отмечают О.В. Кербиков, М.В. Коркина, А.В. Снежневский, заболевание возникает в результате более или менее интенсивных и длительных состояний психического напряжения организма человека. (Сперанский И.И., 1961.)
Работами Г.Ф. Лан ...
Диагностика клептомании
Ученые несколько раз пытались провести исследования по вопросу клептомании, но пока убедительной, полноценной клинической картины составить не удалось. Серьезные научные работы не получались из-за того, что невозможно собрать "материал для изучения": потенциальные участники не верят, что все будет проводиться строго конфиденци ...








