Методы диагностики памяти
Страница 2

Показателем развитости зрительной оперативной памяти яв­ляется частное от деления времени решения задачи в мин. на чис­ло ошибок, допущенных в процессе решения, плюс единица.

Ошибками считаются неправильно указанные в матрице тре­угольники или те из них, которые ребенок не смог по какой-либо причине найти.

Практически для получения этого показателя поступают сле­дующим образом. По всем четырем карточкам определяется ко­личество правильно найденных на матрице треугольников и их общая сумма делится на 4. Это и будет среднее число правильно указанных треугольников. Данное число затем вычитается из 6, и полученный результат рассматривается как среднее количест­во допущенных ошибок.

Затем определяют среднее время работы ребенка над заданием, которое в свою очередь получается путем деления общего суммарно­го времени работы ребенка над всеми четырьмя карточками на 4.

Момент окончания времени работы ребенка над поиском тре­угольников в общей матрице определяется экспериментатором при помощи вопроса к ребенку: «Ты уже все сделал, что мог?» Как только ребенок утвердительно ответит на данный вопрос и практически прекратит поиск треугольников в матрице, счита­ется, что он завершил свою работу. Деление среднего времени работы ребенка над поиском на матрице шести треугольников на количество допущенных ошибок позволяет, наконец, полу­чить искомый показатель.

Для того чтобы ускорить процесс добывания информации о том, правильно или неправильно ребенок отыскал в матрице нуж­ные треугольники, рекомендуется воспользоваться их иденти­фикацией по номерам, которые стоят в левом нижнем углу под каждым из треугольников в матрице на рис.4. Так, например, первому набору из шести треугольников (номер набора обозна­чен римской цифрой, расположенной под ним на рис.3) в мат­рице соответствуют треугольники со следующими номерами: 1,3,8,12,14,16; второму набору — 2, 7,15,18,19,21; третьему на­бору - 4,6,10,11,17, 24; четвертому набору - 5,9,13,20, 22,23.

Методика 3. Оценка объема кратковременной слуховой памяти

Инструкция:

« Сейчас я буду называть тебе цифры, а ты повторяй их за мной сразу после того, как я скажу слово “ повтори “ ».

Далее экспериментатор зачитывает последовательно ребёнку сверху вниз ряд цифр, представленных на рисунке 5 А, с интервалом в одну секунду между цифрами. После прослушивания каждого ряда ребенок должен его повторить вслед за экспериментатором. Это продолжается до тех пор, пока ребёнок не допустит ошибки.

Если ошибка допущена, то экспериментатор повторяет соседний ряд цифр, находящийся справа (рис. 5 Б) и состоящий из такого же количества цифр, как и тот, в котором была допущена ошибка, и просит ребенка его воспроизвести. Если ребёнок дважды ошибается в воспроизведении ряда цифр одной и той же длины, то на этом данная часть психодиагностического эксперимента завершается, отмечается длина предыдущего ряда, хотя бы раз полностью и безошибочно воспроизведённого, и переходит к зачитыванию рядов цифр, следующих в противоположном порядке – убывающем (рис. 6 А, Б).

В заключение определяется объём кратковременной слуховой памяти ребёнка, который численно равен полусумме максимального количества цифр в ряду, правильно воспроизведённых ребёнком в первой и во второй попытках.

Выводы об уровне развития зрительной и слуховой памяти младших школьников:

В связи с тем, что средний объем кратковременной памяти взрослого человека составляет 7 плюс-минус 2 единицы, т.е. на­ходится в пределах от 5 до 9 единиц, то, пользуясь этими данны­ми и учитывая то обстоятельство, что средний объем кратковременной памяти ребенка приблизитель­но равен его возрасту в годах, можно предложить следующий способ перевода абсолютных показате­лей кратковременной памяти в стандартные показатели по де­сятибалльной шкале.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Социальные нормы
- это требования, которые обусловлены общественным бытием; они предъявляются обществом (таким как коллектив, класс или группа) к поведению отдельной личности в ее отношениях с классом, коллективом, какой- либо общностью. Они ориентируют в определенной ситуации или социального поведения отдельной личности. Социальные нормы контролируют и ...

Выводы
На основании изучения и анализа научной психологической литературы мы сделали следующие выводы: Ценности – это общественно значимые для личности, социальной общности, общества в целом материальные, социальные объекты, духовная деятельность человека и ее результаты; социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о т ...

Проблемы исследования и коррекции эмоциональных комплексов через рисование у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Эмоции и их комплексы у детей дошкольного и младшего школьного возраста
Эмоции - особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» э ...