Можно рассматривать психологическую устойчивость национального (этнического) самосознания переселенцев, а в частности детей, которая определяется саморегулятивной и креативной способностями человека порождать новые установки и гетеростереотипы, оптимизирующие поведение личности в условиях маргинальной ситуации развития; стабильность, ригидность этнического самосознания заключается в неукоснительном следовании автостереотипам и национальным традициям, обычаем, религии, устойчивым нормам и правилам поведения; изменчивость самосознания этноса в условиях этноэтнической ситуации может рассматриваться как ассимиляция, то есть приспособление к условиям существования, языку, традициям и религии той нации, среди которой находятся представители этого этноса.
Итак, важнейшими характеристиками адаптивных возможностей мигрантов, определяющими их поведенческую стратегию в новой социокультурной среде, а так же индивидуальными особенностями эмоционального реагирования в условиях стрессовой ситуации могут служить переживаемые переселенцами эмоциональные состояния (с учетом их интенсивности, длительности, возрастных особенностей).
Установка как психологическая основа стереотипа
Поскольку функциональное поле стереотипов – граница сознательного и бессознательного в поведении человека, вопрос о соотношении стереотипа и установки является дискуссионным. Некоторые исследователи (особенно американские – С.Аш, Ф.Хайдер, Л.Фестингер) рассматривают стереотип в качестве когнитивного элемента установки, другие (например, ...
Практические задания по изучению ощущений и восприятия (опыты). Опыт 1. Ощущения и восприятие.
Ход опыта. Испытуемый закрывает глаза, ему на ладонь кладут какой-нибудь небольшой предмет и, не ощупывая предмет, испытуемый отвечает на вопрос: «что вы можете сказать о предмете? Он легкий? Холодный?». Так выявляются отдельные ощущения. Затем с закрытыми глазами испытуемый ощупывают предмет, формируют целостный образ предмета, отвечая ...
Методики исследования
В соответствии с поставленными задачами были выбраны следующие методики сбора данных: тест-опросник определения эмоционального интеллекта Д. Гоулмана [52] ; "Шкала проявления личностной тревоги" Дж. Тейлор [36].
Тест-опросник определения эмоционального интеллекта Д. Гоулмана.
Испытуемым предлагалась следующая инструкция: &qu ...