В качестве образца для формирования референтной группы может выступать реальная социальная группа (например, родовая, семейно-родственная, иногда персонифицированная в легендарных или реальных предках и т.д.). Очевидным признаком культур, где распространен такой вариант формирования референтной группы, являются разного рода генеалогии, имеющие большое значение для коллективной памяти этнического сообщества. Референтной может быть и условная социальная группа, выделяемая на основе общности целей деятельности (общественный слой, сословие, конфессиональная группа и пр).
Национальная принадлежность и социально-классовое положение (вместе и порознь) влияют на педагогические взгляды и эмоциональные реакции родителей. Во всех этнических группах родители из более низких социально-экономических слоев склонны к большей строгости и требовательности, чем представители средних слоев: у разных народов это проявляется по-разному, в зависимости от конкретной шкалы (типа поведения), связанной с различным отношением к тем или иным поступкам (так как терпимость в одном отношении часто сочетается с повышенной строгостью в другом). Стиль воспитания обусловлен наличием в данной культуре тех или иных мотивационных синдромов (потребность в достижениях потребность в аффилиации, ориентация на других). Родители, в этнической культуре которых сильно выражена потребность в достижениях, больше, склонны опекать своих детей, незамедлительно откликаясь на их просьбы о внимании. Установка на воспитание в детях послушания, даже в ущерб их инициативе и самостоятельности, может социально детерминироваться потребностью поддерживать стабильность существующего общественного строя, что характерно для консервативных, традиционных систем.
С этих позиций педагогика различных народов выглядит схожей, выступая одновременно как теоретическая и прикладная. Наследование и преемственность социально-этнического опыта осуществляются на основе традиций семейного воспитания, раскрывающих народные педагогические воззрения. Традиции и обычаи - взаимосвязанные формы институциональных воздействий на подрастающее поколение: если обычаи передают конкретные образцы конкретных поступков, действий, то традиции (на которых основывается трудовое, физическое, эстетическое и религиозное воспитание) формируют социально значимые качества члена этнической группы. . Определенные педагогические функции выполняют и средства воспитания – этнические поведенческие реликты (колыбельные песни, приговоры, сказки, легенды и предания). Традиции включают в свой состав обычаи, обряды, ритуалы как нравственные и другие стереотипизированные формы социального поведения. Обычаи строго регламентируют поступки членов этноса в конкретных ситуациях, регулируют поведение личности в той или иной сфере жизни и деятельности, в том числе и в межличностных отношениях, требуя проявления нравственных, а также трудовых качеств, типичных для данного этноса.
Педагогический аспект обычаев, таким образом, состоит в выработке у детей определенных привычек и стандартов поведения. Дидактическое начало в этом случае проявляется, прежде всего, в виде правил для подражания. Нравственное обучение в этнопедагогике выступает в форме устного народного творчества, которое сохраняет в памяти поколений преимущественно идеальные нормы и правила поведения, высоконравственные требования и постулаты. Сила эмоционального воздействия нравственных идеалов позволяет регулировать эмоциональные состояния и корректировать нравственный опыт детей. Одним из важнейших индикаторов направленного развития этнокультурных процессов является установка обследуемого населения на язык школьного обучения, определяемая по степени осознания необходимости преподавания детям языка своей национальности и по выбору типа школы и языка обучения своих детей.
Власть - это ценный козырь
Нет между людьми закона более нравственного, чем закон власти и подчинения. (Томас Карлейль)
Мужчинами, как правило, власть всегда воспринимается положительно. Независимо от того, идет ли речь о политике или экономике, им всегда есть что сказать. Обладать властью для них означает возможность говорить решающее слово, принимать решения и ...
Механизмы формирования социальных стереотипов
Стереотипы являются продуктом нормальных, психологических процессов, которые естественным и неизбежным образом ведут к их формированию и сохранению. Следовательно, чтобы понять, как стереотипы создаются и сохраняются, важно обладать базовым пониманием психологических процессов, из которых они произрастают.
Источником формирования социа ...
Обладание достаточной коммуникативной
компетентностью
Стиль руководства и стиль разрешения конфликтов реализуются с помощью средств делового общения. Неправильный выбор средств сводит на нет все усилия по выбору эффективного способа поведения. Мы определяем в какой степени кандидат умеет выбирать наиболее эффективные средства делового общения с помощью приведенных ниже тестов.[37]
Тест 1 ...