Целостное описание этнической общности предполагает изучение особенностей ее системы воспитания как института передачи поколениями своего культурно-исторического опыта. В современном мире личность выступает членом нескольких сообществ: этноса, государства, мирового сообщества, но исторически всего прочнее - ее этническое окружение. Этнографические и этнопсихологические исследования образа жизни различных народов фиксируют устойчивую этническую специфику поведения, которая в ряде случаев носит доминантный характер.
В понимании Ф. Гальтона воспитание выступает как процесс социализации, протекающий в форме последовательного и постепенного усвоения индивидуумом и группой социально выработанных норм, ценностей, способов деятельности. Как явление, присущее любым этносоциальным сообществам, воспитание имеет некоторые общие признаки (передача накопленного опыта, овладение знаниями, забота о здоровье и физическом развитии, формирование мировоззрения и т.д.), но по своим целям, содержанию, организации и методам существенно зависит от истории развития социальных отношений в конкретном этническом сообществе.
Ядром направленного воспитания является образование - процесс передачи накопленных прошлыми поколениями знаний и культурных ценностей. Образование, в свою очередь, включает в себя целенаправленное, специализированное и формализованное по своим методам обучение, а также просвещение как процесс распространения национальной культуры, предполагающий относительно самостоятельный и свободный выбор индивидами сообщаемой информации. Поскольку образование, и особенно обучение, ассоциируется преимущественно с передачей интеллектуальной информации, воспитание можно рассматривать как систему эмоциональных воздействий, формирующих нравственный, эстетический, т.е. ценностно-ориентационный мир личности и ее социализацию.
Термин "социализация" многозначен, и его интерпретации разными авторами не совпадают. В самом общем виде социализацию определяют как влияние среды в целом, которое приобщает индивида к общественной жизни, учит его восприятию культуры, поведению в коллективах, самоутверждению и выполнению различных социальных ролей.
Эволюция содержания и методов социализации неразрывно связана с историческим изменением социально-экономической структуры общества. По мере усложнения и обогащения культуры объем передаваемых из поколения в поколение знаний, умений и навыков увеличивается, а сами формы их передачи дифференцируются и специализируются. Дифференциация процессов и институтов социализации тесно связана с усложнением социальной структуры и организации общества на макроуровне. По мере урбанизации и индустриализации значение общественных институтов и средств социализации неуклонно возрастает. Воспитание становится непосредственно общественным, государственным делом, требующим планирования и систематической координации усилий отдельных институтов. Однако эти общие тенденции не являются линейными и реализуются сложным и противоречивым образом. Сравнительно-историческое изучение стиля социализации у разных народов показывает, что в различных типах этнических культур выстраиваются собственные модели воспитания.
Согласно принципу культурного детерминизма, конкретный этнокультурный тип личности формируется исключительно воспитанием через процессы самоопределения личности. Ключевой единицей самоопределения с общепсихологической точки зрения являются "конфликтные смыслы "Я", т.е. представления личности о своей социальной ценности. В качестве критерия для самооценки выступает "референтная группа", состоящая из реальных или воображаемых лиц. Формирование референтной группы как основного компонента личностной определенности - процесс универсальный, общечеловеческий, однако в каждой этнической культуре он подчиняется различным принципам.
Заключение.
Невозможно себе представить развитие человека, само существование индивида как личности, его связь с обществом вне общения с другими людьми. Карл Маркс и Франк Энгельс отмечали в связи с этим: «…действительное духовное богатство индивида всецело зависеть от богатства его действительных отношений…». Исторический опыт и повседневная практ ...
Экспресс-анализ самооценки с помощью моторной пробы
Методика удобна быстротой проведения и обработки результатов. Оборудование: секундомер, подготовленные карты для испытуемого (4 штуки). При проведении методики использовалась следующая инструкция: "Посмотрите внимательно на эту карту (карту испытуемого). Нужно будет в течение 10 секунд поставить крестики "+" в максимально ...
Факторы, влияющие на общение. Характер
Может быть характер человека является причиной его проблем в общении с другими людьми. Что это такое? В повседневной жизни мы нередко связываем те или иные поступки, действия, привычки людей с их характером. Правильно ли это? Действительно, в психологическом плане под характером понимается совокупность (или сочетание) устойчивых индивид ...