Проблема исследования
В современном обществе у людей перегружены зрительные и слуховые анализаторы. 90% информации человек получает глазами, 8% ушами и всего 2% – носом. Однако запахи оказывают сильнейшее, часто подсознательное, воздействие на человека - на его настроение, на уверенность в себе, на ощущение своего собственного тела и на то, как его воспринимают другие люди. Запахи стимулируют активность, провоцируют недомогание, угнетают, помогают бороться с депрессией, пробуждают в человеке воспоминания, рождают ассоциации, формируют восприятие реальности, придают жизни вкус. Достаточно одного приятного запаха, чтобы расслабиться, или, напротив, активизировать работу головного мозга и улучшить настроение. Аромат является тем инструментом, который способен самым активным образом стимулировать как положительные, так и отрицательные эмоции и чувства. Запах мяты, например, пробуждает, а запах ландыша расслабляет. Кроме того, некоторые основные эмоции непосредственно связаны с запахом.
Актуальность темы исследования
Применение пахучих веществ — новая отрасль, еще неисследованная. И потому использование запаховых технологий, особенно для управления поведением человека, требует серьезного внимания. Идея о том, что обоняние и эмоции тесно связаны, и что обоняние – «наиболее эмоциональное» человеческое чувство, часто обсуждаются в научной литературе. Однако лишь небольшое число научных исследований посвящено этой проблеме. Роль запахов как стимулов, воздействующих на эмоции человека, практически не исследована в психологии эмоций. Известно, что обонятельная система анатомически тесно связана с мозгом, и обоняние является одним из самых древних видов чувствительности. Поэтому представляется оправданным использование обонятельной стимуляции для исследования эмоциональной сферы. На западе исследования в данной области получили более широкой распространение, чем в России. Было бы неправильно утверждать, что в нашей стране они не проводились вообще, но они имели узкую направленность и были закрыты для широкого доступа общественности. В то же время наработанные западом схемы решения подобных задач не соответствуют в полной мере условиям жизни российского общества. В данной работе использованы материалы как зарубежных, так и российских исследователей в области аромакологии и психологии человека. Сделана попытка изучить влияние запахов на эмоциональное состояние в зависимости от гендера и доминирующей перцептивной модальности.
Объект: Ольфакторное воздействие как способ регуляции психического состояния.
Предмет: Опосредующее влияние гендера и перцептивной модальности на изменение глубины и знака психического состояния под воздействием запаха.
Цель: Исследование влияния гендера и доминирующей перцептивной модальности на изменение глубины и знака психического состояния под воздействием запаха.
Гипотеза: Перцептивная модальность не влияет, а гендер влияет на изменение глубины и знака психического состояния под воздействием запаха: цитрусовые ароматы (лимон, кардамон, апельсин) повышают настроение, бодрят, тонизируют; цветочные ароматы (кедр, лаванда) расслабляют, успокаивают; шипровые (табак, мох) ухудшают самочувствие, настроение, провоцируют общее недомогание и слабость.
Задачи исследования:
1. На основе анализа научной литературы изучить подходы к исследованию эмоциональных состояний; запаха как фактора, влияющего на изменение психического состояния; ольфакторной системы; гендерных ролей.
2. Определить доминирующую перцептивную модальность испытуемых;
3. Определить гендер испытуемых;
4. Изучить воздействие запахов разных классов на изменение глубины и знака психического состояния;
5. Оценить изменение глубины и знака психического состояния у испытуемых с разными доминирующими перцептивными модальностями и гендерами под воздействием запахов разных классов.
Методы исследования
1. Наблюдение;
2. Эксперимент.
В частности были использованы следующие методики:
1. Методика САН;
2. «Шкала реактивной тревожности» методики Спилбергера в обработке Ю. Ханина;
3. Методика «Психосемантический дифференциал»;
4. Многофакторный личностный опросник FPI (модифицированная форма В); шкала 15 «феминность – маскулинность»;
5. Методика «Диагностика доминирующей перцептивной модальности» С. Ефремцевой.
Выборка исследования
24 юноши и 24 девушки 16 – 17 лет, учащиеся 11-х классов средней общеобразовательной школы.
Материалы исследования
144 блоттера; 48 бланков методик; 3 смеси запахов исследуемых классов, концентрированных в жидком виде на масляной основе (что предполагает наибольшую интенсивность запаха): цитрусовые (лимон, кардамон, апельсин); цветочные (кедр, лаванда); шипровые (табак, мох); 3 пипетки.
Игра как средство изучения особенностей детского общения
Наиболее явственно особенности стратегии поведения проявляются в ролевых играх, где партнеры должны одновременно ориентироваться и в реальных, и в игровых взаимоотношениях.
В нашем опыте система игровых ситуаций была использована для изучения стратегии поведения детей-лидеров десятилетнего возраста. Суть метода заключалась в том, чт ...
Теоретические основы применения игры как средства
развития личности. Понятие
игры
Игра - одно из замечательнейших явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра оказалась весьма серьезной и трудной проблемой для научной мысли. [1, с.65].
Различные исследователи и мыслители нагромождают одну теорию игры на другую - К. Гросс, ...
Общее представление о воображении
Воображение играет огромную роль в жизни человека. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей.
Важнейшее значение воображения в том, что оно позволяет представить результат труда до е ...