Психологический стресс отличается от всех других его видов наличием в структуре развития этого состояния опосредующей переменной — угрозы, то есть сведений, символов, предвосхищающих будущее столкновение человека с какой-то опасной для него ситуацией. Процессы оценки угрозы, связанные с анализом значения ситуации и отношением к ней, осуществляются на основе преобразования текущей и прошлой информации об особенностях неблагоприятного события, предвосхищения характера его развития и проявления. Заказать готовую песню под ключ - купить готовые авторские песни labzvuk.ru.
Различаются три типа стрессовых оценок:
1) травмирующая потеря, утрата (реальная или ожидаемая) чего-либо, что имеет большое личное значение (смерть супруга, потеря работы и т. п.);
2) угроза воздействия, которая требует от человека способностей (возможностей), превышающих те, которыми он владеет;
3) сложная задача, проблема, ответственная и потенциально рискованная ситуация.
Для преодоления стресса предполагается использование первичной оценки ситуации с точки зрения ее угрозы для субъекта, вторичной оценки, определяющей соотношение между способностью субъекта к преодолению стресса и требованиями, предъявляемыми ситуацией, и переоценки, основанной на сопоставлении первых двух оценок. В результате такого сопоставления может произойти изменение первичной оценки и, вследствие этого, пересмотр своих возможностей воздействовать на данную ситуацию, т. е. коррекция вторичной оценки.
Оценку события как стрессового определяют три основных фактора:
1) эмоции, ассоциирующиеся с данным событием, — как первичный предупреждающий сигнал, как регулятор поведения, как возбуждающий фактор;
2) неопределенность события с точки зрения возможности или момента наступления, силы воздействия, объема необходимых знаний для предупреждения или ликвидации угрозы, степени сложности с позиции когнитивных способностей и опыта субъекта;
3) значимость события для конкретного человека, его субъективная оценка степени важности для достижения необходимого результата деятельности, вредности или опасности последствий этого события и т. д.
Из когнитивной теории стресса делается ряд важных заключений.
Во-первых, одинаковые внешние события могут являться или не являться стрессогенными для разных людей, — личные когнитивные оценки внешних событий определяют степень их стрессогенного значения для конкретного субъекта.
Во-вторых, одни и те же люди могут в одном случае воспринимать одно и то же событие как стрессорное, а в другом как обычное, нормальное, — такие различия связаны с изменениями в физиологическом состоянии и психическом статусе субъекта.
Психологическая готовность к деятельности
Психологическая готовность является психическим состоянием, которое характеризуется мобилизацией ресурсов субъекта труда на оперативное или долгосрочное выполнение конкретной деятельности или трудовой задачи. Это состояние помогает успешно выполнять свои обязанности, правильно использовать знания, опыт, личные качества, сохранять самоконтроль и перестраивать деятельность при появлении непредвиденных препятствий.
Психологическая готовность —психическое состояние, которое характеризуется мобилизацией ресурсов субъекта труда на выполнение конкретной деятельности.
Различают длительную готовность и временное состояние готовности, синонимами которого являются "предстартовое состояние" (Н. Д. Левитов), состояние "оперативного покоя" (А. А. Ухтомский) и состояние "бдительности" (Л. С. Нарсесян, В. Н. Пушкин).
Готовность стать стратегическим
лидером
Люди различаются не только тем, к чему они стремятся, но и тем насколько далеко во времени они склонны простирать свои планы. Одни - не считают нужным заглядывать даже в завтрашний день, другие - стремятся предвидеть так далеко, что само это предвидение лишается всякого смысла, поскольку ничего не дает для принятия сегодняшних решений. ...
Предмет, задачи и структура юридической психологии. Междисциплинарные связи
Юридическая психология
– научно-практическая дисциплина, которая изучает психологические закономерности системы «человек-право», разрабатывает рекомендации, направленные на повышение эффективности этой системы.
Если право в первую очередь выделяет в человеке правонарушителя, то юридическая психология исследует человека в правонарушите ...
Методика
«каракули»
Создание непринуждённой обстановки, налаживание контакта, освобождение ребёнка от торможений и агрессии ...