Взаимосвязь между психически функциональными состояниями и деятельностью
Страница 3

Психология » Психология труда » Взаимосвязь между психически функциональными состояниями и деятельностью

Ряд неблагоприятных психических состояний связан с существенными изменениями в рабочей активности. Например, состояние "преждевременной психической демобилизации" отражает эмоциональную разрядку, снижение бдительности после выполнения сложной части задания, "дремотное" состояние возникает при ограничении активности, состояние "эйфории" связано с переживанием успеха еще не завершенной деятельности, состояние "фобии" отмечается при воздействии ряда факторов (высота, вода, сложная трудовая ситуация).

Некоторые виды деятельности вызывают развитие экстремальных состояний — реакции организма и психики в ответ на воздействие чрезмерных значений привычных и необычных факторов внешней среды и трудового процесса (высокие и низкие температуры, вибрации, шум, недостаток кислорода, избыточность информации и т. п.), в результате чего возникает рассогласование в деятельности системы функциональной регуляции состояния человека.

Утомление

Состояние утомления сопровождает все виды деятельности человека. Оно является нормальной реакцией организма на рабочую нагрузку, но в острых и хронических формах вызывает нарушение работоспособности. Утомление — это "функциональное состояние, которое возникает в результате интенсивной или (и) длительной рабочей нагрузки и проявляется во временном нарушении ряда психических и физиологических функций индивида, а также снижении эффективности и качества труда" (Бодров В. А., 1988). При продолжительном воздействии чрезмерных нагрузок и отсутствии условий для полноценного восстановления функциональных нарушений состояние утомления может перейти в переутомление (рис. 24-1).

Утомление

— временное нарушении ряда психических и физиологических функций в результате рабочей нагрузки.

Основной причиной утомления является интенсивная и длительная рабочая нагрузка. Для умственного утомления такая нагрузка обычно связана с интеллектуальной деятельностью по преобразованию большого потока информации, работой при временных ограничениях, сложности и ответственности задания. Нагрузкой может быть и физическая работа по поддержанию вынужденной позы, перемещению органов управлений и т. д.

К дополнительным причинам утомления, которые могут ускорить развитие этого состояния или усилить выраженность его проявлений, следует отнести: трудовой стресс работоспособность психический

- воздействие на организм неблагоприятных факторов среды (шум, вибрация, гипоксия и т. д.);

- повышенное нервно-психическое напряжение, эмоциональный стресс;

чрезмерную по интенсивности физическую и умственную нагрузку перед основной работой (физкультура и спорт, домашняя работа и т. д.).

В качестве факторов, предрасполагающих к возникновению утомления, выступают: нарушение рационального режима труда, отдыха и питания; длительные перерывы между работой (профессиональная дезадаптация); остаточные функциональные нарушения (снижение резервов организма) после болезни; недостаточное физическое развитие; наличие вредных привычек; недостаточный уровень физической подготовленности и т. д.

Рис. 25-1. Изменение функциональных показателей человека в процессе развития утомления

По видам утомление может быть физическим, умственным, эмоциональным и смешанным; общим и локальным; мышечным, зрительным, слуховым, интеллектуальным (творческим).

По формам это состояние классифицируется на компенсируемое, острое, хроническое утомление и переутомление.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Выводы
Выводы по научной работе: 1. Проблема психосоматических заболеваний актуальна на сегодняшний день и требует дальнейшего изучения и новых открытий. 2. Гипотеза исследования о том, что пациентам с психосоматическими заболеваниями свойственны такие личностные особенности: высокая тревожность, агрессивность, носящая защитный характер, а т ...

Методики исследования
В соответствии с поставленными задачами были выбраны следующие методики сбора данных: тест-опросник определения эмоционального интеллекта Д. Гоулмана [52] ; "Шкала проявления личностной тревоги" Дж. Тейлор [36]. Тест-опросник определения эмоционального интеллекта Д. Гоулмана. Испытуемым предлагалась следующая инструкция: &qu ...

Игра как средство изучения особенностей детского общения
Наиболее явственно особенности стратегии поведения проявляются в ролевых играх, где партнеры должны одно­временно ориентироваться и в реальных, и в игровых взаи­моотношениях. В нашем опыте система игровых ситуаций была исполь­зована для изучения стратегии поведения детей-лидеров десятилетнего возраста. Суть метода заключалась в том, чт ...