Начиная подготовку к игре, следует в первую очередь решить для себя важнейшие вопросы: какова её цель; какие умения и навыки будут формироваться в процессе игры; как организовать деятельность детей (соревнование отдельных участников, команд, классов); как подводить итоги.
Важнейшими этапами игры служат её планирование и подготовка сценария, в котором детально проработано, как конкретно разыграть идею или ситуацию. Организатору игры необходимо:
1. Выбрать конкретную тему и подобрать материал, который будет использован во время игры.
2. Наметить роли учеников.
3. Предусмотреть необходимый «реквизит», справочные материалы и т.д.
4. Продумать, какими будут правила игры, как познакомить с ними детей в минимально короткий срок, можно ли будет их изменить в целях активизации класса.
5. Обдумать, как начать и когда закончить разыгрываемые ситуации.
6. Решить, как использовать результаты игры.
Немаловажным фактором является определение времени игры: когда, на каком уроке или во внеурочное время она может быть проведена. Игры могут иметь разную продолжительность и проходить на разных этапах урока.
Составляя программу игр, надо помнить о материальной базе. Можно предложить ребятам подготовить игровой материал заранее: разные фигуры, рисунки, карточки.
Для создания игровой атмосферы необходимо помнить о некоторых важных моментах:
Во-первых, исключить порицание и критику во время игры. Детям следует показать, что достичь цели можно различными, более или менее продуктивными путями, но не может быть «правильных» и «неправильных», «лучших» и «плохих» путей. Обстановка во время игры должна быть доброжелательной, спокойной.
Во-вторых, учитель должен играть как бы двойную роль, с одной стороны, достаточно часто непосредственно вступать в игру вместе с учениками, исполнять свою роль, а с другой стороны, оставаться объективным наблюдателем того, что происходит, и нести ответственность за развитие процесса взаимодействия.
Учитель должен определять выбор разыгрываемых ситуаций и их сложность, ориентируясь на возраст обучаемых, их организаторские способности и уровень познавательных возможностей.
Игры можно проводить в начале урока, чтобы привлечь внимание учащихся класса к новому материалу, или в качестве повторения в середине урока, чтобы сменить вид работы и поднять интерес к изучаемой теме. Но чаще всего игры проводятся в конце урока для закрепления пройденного материала.
Можно использовать для закрепления материала лото. С этой целью учитель раздаёт карточки группе учащихся и называет какой-нибудь объект, учащиеся закрывают его. Кто быстрее закроет все объекты и назовёт их правильно, тот выигрывает. Можно проводить эту игру у доски. Трое учащихся (из каждого звена по одному человеку) по команде учителя выбирают и вывешивают названия объектов, остальные внимательно наблюдают, исправляют и дополняют ответы товарищей.
Игра способствует общему развитию, помогает усвоить научные термины, различного рода названия и т.д. Однако игру нужно использовать умеренно и применять её так, чтобы один урок не был похож на другой. В противном случае интерес угаснет.
На уроке важно использовать и занимательный материал, т.к. то, что заинтересовывает учащихся, всегда легче и лучше всего запоминается. Если предмет для учеников интересен, то и работают они активно, без принуждения. Но это не значит, что нужно на уроках сообщать учащимся только интересующий их материал. Учитель должен воспитывать чувство долга, приучать выполнять и то, что неинтересно, но нужно. Тем не менее, там, где возможно, надо стараться заинтересовывать учеников, добиваться, чтобы у них появился горячий интерес к работе, к изучаемому предмету, к самостоятельным занятиям.
Занимательный материал — это творческая целенаправленная деятельность, в процессе которой дети в занимательной форме глубже и легче познают явления окружающей действительности. Включение в урок занимательного материала делает процесс обучения интересным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, способствует преодолению трудностей в усвоении материала. Использование занимательного материала оправдано только тогда, когда он тесно связан с темой урока, органически сочетается с учебным материалом, соответствует дидактическим целям.
В толковом словаре С.И. Ожегова даются определения следующих видов занимательного материала.
Загадка - изображение или выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании.
Скороговорка — специально придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, быстро проговариваемая шуточная прибаутка.
Этнический конфликт
Предмет этнического конфликта - конкретная проблема, вокруг которой складывается конфликтное взаимодействие этнических групп (2, с.25-30). Этнические конфликты возникли в глубокой древности (межплеменные войны, которые велись за территории охоты, рыболовства, то есть за обладание средой обитания). С возникновением государственности госу ...
Тест реактивной и личностной тревожности
(Ч.Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин)
Назначение методики:
Предлагаемый тест является надежным и информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивной тревожности как состояния) и личностной тревожности (как устойчивой характеристики человека).
Оснащение и порядок работы:
Инструкция к опроснику. Рабочий бланк опросн ...
Становление етской практической психологии за рубежом и в России
Зарождение и развитие детской практической психологии в конце XIX начале XX в. было тесно связано с педологией, наукой о детях, созданной американским психологом Гренвиллом Стенли Холлом. Холл был учеником В. Вундта. В 1883 г. Холл организовал при Балтиморском университете первую в США экспериментальную лабораторию, в которой началось и ...