- использовать содержание обучения как источник стимуляции познавательных интересов, в том числе: новизну информации (в соотношении со скудным личным опытом детей), заострение противоречия между житейскими представления школьников и новым знаниям, непосредственную практическую значимость знания в ближайшей зоне развития ребёнка (в быту, в работе на природе, в саду, в спорте, в труде и т.д.);
- стимулировать познавательный интерес с помощью технологии обучения, включающей многообразие приёмов занимательности (иллюстрации, игра, кроссворды, драматизация, шутка, занимательные задачи и т.д.); специальное обучение приёмам умственной деятельности и учебной работы; использование проблемно-поисковых методов обучения, самостоятельных, творческих и практических работ.
- В процессе формирования у учеников с нарушением интеллекта положительного отношения к учебной деятельности необходимо особое внимание обратить на различные факторы, оказывающие влияние на данное отношение. Это могут быть как факторы внешние (общешкольный педагогический режим, коллектив класса, личность учителя, различные оценочные ситуации и т.д.), так и внутренние (мотивы ученика, его интересы и потребности, самооценка и т.д.).
- Воспитание положительного отношения к учебной деятельности представляет собой длительный процесс, складывающийся из нескольких этапов, каждый из которых имеет свои цели и задачи.
- I этап — подготовительный. Ученик только начинает знакомство со школой, с её требованиями и порядками. Он постепенно входит в детский коллектив. На этом этапе формируются элементарные представления о школьных требованиях, происходит первое знакомство с учителями, изучаемыми предметами, с нормами поведения и т.д. В этот период необходимо вызвать у ученика заинтересованность всем тем, с чем он сталкивается в процессе всей своей деятельности в школе.
- II этап состоит в создании положительного отношения к учебной деятельности. На этом этапе происходит создание условий, необходимых для наиболее эффективного влияния внешних и внутренних факторов на отношение к учебной деятельности, устанавливается их взаимодействие, некоторые внешние стимулы переходят во внутренние мотивы.
Главными задачами этого этапа являются формирование мотивов учебной деятельности, интереса к знаниям, вооружение учащихся способами деятельности, воспитание классного коллектива, в котором обеспечивается развитие коллективистической направленности каждого ученика.
III этап состоит в воспитании у каждого ученика в пределах доступных ему возможностей положительного отношения к учебной деятельности на возможно более высоком уровне, побуждаемого мотивами широкого социального значения.
Цели и задачи данного этапа определяют основные виды и формы учебно-воспитательной работы. У учеников воспитывается реальное представление о будущей жизни и работе, а наряду с этим - любовь к труду и в доступной форме — чувство долга перед обществом.
Необходимо всю работу по формированию положительного отношения к учебной деятельности основывать на коррекции интеллектуальной деятельности детей с нарушением интеллекта. Чем выше их интеллект, тем большую способность они проявляют к осознанию мотивов учения, а следовательно, тем больше возможности воспитать у них отношение к учению на возможно более высоком, доступном им уровне. Ведь именно интеллектуальная недостаточность составляет основную трудность при формировании положительного отношения к учебной деятельности на основе широких социальных мотивов.
Особого рассмотрения требует анализ путей формирования мотивации учебной деятельности. По сути дела, задача этой работы состоит в том, чтобы заложить в школьном возрасте и развивать во взаимосвязи: социальные мотивы (побуждающие школьника овладевать в учебной работе активной гражданской и общественной позицией) и познавательные мотивы (включающие ориентацию на способы самостоятельного приобретения знаний), обеспечить превращение особенностей этих мотивов в устойчивые черты личности молодого человека - выпускника школы.
Главный путь формирования познавательных мотивов лежит в правильной организации учебной деятельности школьников. Необходимо формировать внутри самой учебной деятельности ориентацию учащихся на способ добывания знаний, а не только на сами знания, и вместе с тем формировать эту ориентацию с учётом возрастных особенностей школьников. Так, в младшем школьном возрасте ориентация на способ учебных действий только закладывается. В среднем школьном возрасте она отрабатывается в совместной, коллективной деятельности школьников. В старшем школьном возрасте овладение способами деятельности надо связывать с задачами профориентации, с усвоением приёмов самообразования.
Пути и способы формирования мотивации учебной деятельности у младших школьников
с нарушением интеллекта
Выявленные нами особенности мотивации учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта говорят о необходимости целенаправленной работы учителя по формированию познавательной мотивации.
Целью формирующего эксперимента явилось формирование мотивации учебной деятельности у младших школьников с нарушением интеллекта.
Достиж ...
План трудовой деятельности
Общепринята следующая классификация основных форм трудовой деятельности:
Труд, требующий большой мышечной активности
Имеет место при отсутствии механизированных средств для работы (труд сталевара, грузчика, овощевода и т. д.). Развивает мышечную систему, стимулирует обменные процессы в организме, но в тоже время социально не эффективе ...
Типы лидерства (психоаналитический подход).
Поклонение людей одной и той же личности может сделать эту личность лидером. Психоаналитики выделяют 10 типов лидерства:
«Соверен», или «патриархальный повелитель».
Лидер в образе строгого, но любимого отца, он способен подавить или вытеснить отрицательные эмоции и внушить людям уверенность в себе. Его выдвигают на основе любви и почи ...