2) узко личные мотивы:
а) мотивы благополучия (стремление получить одобрение со стороны учителей, родителей, одноклассников, желание получать хорошие отметки);
б) престижные мотивы (стремление к лидерству, желание быть среди первых учеников, быть лучшим, занять достойное место среди одноклассников);
3) отрицательные мотивы (избегание неприятностей, которые могут возникнуть со стороны учителей, родителей, одноклассников, если школьник не будет хорошо учиться). (68)
А.К. Маркова [44] выделила уровни развития мотивации учебной деятельности:
1. Отрицательное отношение к учению. Преобладают мотивы избегания неприятностей, наказания. Объяснение своих неудач внешними причинами. Неудовлетворённость собой, неуверенность в себе.
2. Нейтральное отношение к учению. Неустойчивый интерес к внешним результатам учения. Переживания скуки, неуверенности.
3. Положительное, но аморфное, ситуативное отношение к учению. Широкий познавательный мотив в виде интереса к результату учения и к отметке учителя. Неустойчивость мотивов.
4. Положительное отношение к учению. Познавательные мотивы, интерес к способам добывания знаний.
5. Активное, творческое отношение к учению. Мотивы самообразования, их самостоятельность. Осознание соотношения своих мотивов и целей.
6. Личностное, ответственное, активное отношение к учению. Устойчивая внутренняя позиция. Мотивы ответственности за результаты совместной деятельности.(45)
Исследование мотивов учения было проведено В.И. Шкуркиным [84]. Он выделил четыре группы мотивов (познавательные мотивы, мотивы достижения, широкие социальные мотивы, социальные мотивы личного престижа, сохранения и повышения статуса самоутверждения) и изучил их влияние на некоторые показатели эффективности учебной деятельности. В.И. Шкуркин [84] обнаружил зависимость уровня успеваемости учащихся и влияния различных мотивов учебной деятельности на показатели её эффективности.
На результативность учебной деятельности успешных учащихся существенное влияние оказывают познавательные мотивы, а на успехи в учёбе отстающих учащихся наибольшее влияние имеют мотивы достижения и социальные мотивы учения. При этом результаты учебной деятельности зависят от «Я» — включённости в активный познавательный процесс, в основе которого лежит стремление поднять личный престиж, добиться самоуважения и уважения со стороны других. Эта группа мотивов является реально действующей в учебной деятельности менее успешных учащихся.
Зарубежные психологи также уделяют большое внимание проблеме выделения состава учебной мотивации школьников, составлению классификации основных потребностей, возникающих и актуализирующихся в учебной деятельности. Довольно большое количество исследований, посвященных изучению состава учебной мотивации, проведено в рамках теории мотивации деятельности такими авторами как А. Алшулер, Дж. Аткинсон, Р. Амес и С. Амес, Г. Клаус, Д. Макклелланд, X. Хекхаузен, Г. Мюррей, Р. Дрейкурс, Г. Розенфельд, В. Кнорзер и др.
Теории ранней селекции
Во время Второй мировой войны и сразу после нее многие психологи принимали участие в решении задач проектирования и эксплуатации сложной военной техники. Анализ взаимодействия человека с техническими системами потребовал нового, общего языка описания. Им стал язык теории информации. Человека и, в частности, работу его центральной нервно ...
Роль
игры в развитии познавательных процессов ребенка в дошкольном и младшем
школьном возрасте. Роль игры в развитии мышления
Проблема развития, коррекции и совершенствования мышления — одна из сложнейших в психолого-педагогической практике. Справедливо считается, что главный способ се решения заключается в рациональной организации всего учебного процесса (включая логико-содержательное построение курсов, создание проблемных ситуаций в обучении, соблюдение прин ...
"Cглаживание конфликтов"
Цель упражнения: отработка умений и навыков сглаживания конфликтов; знакомство с протеканием конфликтов в различных культурах, способами их разрешения.
Инструкция: ведущий рассказывает о важности такого умения, как умение быстро и эффективно сглаживать конфликты. Объявляет о том, что сейчас опытным путем стоит попытаться выяснить основ ...