Адаптация (от лат. adaptatio — приспособлять) — в широком смысле — приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям. Адаптация человека имеет два аспекта: биологический и психологический.
Биологический аспект: адаптация — приспособление организма к устойчивым и изменяющимся условиям внешней среды. Низкорослая трава для газона не требующая стрижки.
Психологический аспект: адаптация — приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями, мотивами и интересами.
Профессиональная адаптация - процесс становления (и восстановления) динамического равновесия в системе "субъект труда — профессиональная среда".
Адаптация молодого специалиста – процесс формирования у личности устойчивого положительного отношения к задачам, традициям и перспективам предприятия, в ходе которого личность активно включается в новую для нее производственную деятельность, систему межличностных отношений, общественную и культурную жизнь предприятия, находит там условия для самореализации и превращает новую среду в основу своей жизнедеятельности.
Профессиональный рост – приобретение опыта, совершенствование квалификации, достижение вершин профессионализма.
Смысл жизни – внутренне мотивированное, индивидуальное значение для субъекта своих собственных действий, поступков, взятых как целое и переживаемых как истинное и ценностное.
Локус контроля (от лат. locus – место и controle – проверка) — вера индивида в то, что его поведение детерминируется по преимуществу либо им самим (интернальный локус контроля), либо его окружением и обстоятельствами (экстернальный локус контроля).
Приложение № 1
Ключ к обработке опросника "Оценка адаптации молодого специалиста"
Вопрос анкеты и варианты ответа |
Балл |
№ 5. "Через 2 года думаю, что я буду работать": | |
а) здесь же, в той же должности, с тем же окладом |
1 |
б) здесь же, в той же должности с более высоким окладом |
5 |
в) здесь же, в другой должности |
4 |
г) в другой организации |
0 |
№ 12. "В период адаптации на новом рабочем месте": | |
а) у меня был наставник, который помогал мне |
5 |
б) пришлось разбираться во всем самому (самой), хотя я был(а) бы рад(а), если бы у меня был наставник |
1 |
в) разбирался (разбиралась) во всем сам(а), и помощь наставника мне не требовалась |
4 |
г) у меня был наставник, но он скорее мешал, чем помогал |
0 |
№ 13. "Работа, которую я сейчас выполняю": | |
а) соответствует моему опыту и способностям |
5 |
б) я мог(ла) бы выполнять более сложную работу |
2 |
в) требует дополнительного опыта и знаний |
3 |
№ 14. "Возникают ли у Вас идеи по усовершенствованию способа выполнения Ваших профессиональных обязанностей?" | |
а) да, у меня много новых идей |
5 |
б) да, некоторые моменты в своей работе я бы изменил(а) |
4 |
в) нет, я не вижу ничего, что бы я мог(ла) изменить |
1 |
№ 15. "Завязались ли у Вас за время работы дружеские отношения с кем-либо из сотрудников?" | |
а) да, со всеми сотрудниками, с которыми я непосредственно работаю |
5 |
б) да, с несколькими сотрудниками |
4 |
в) да, с одним человеком |
1 |
г) нет, у меня нет времени на общение с коллегами |
0 |
д) нет, я не вижу в коллективе людей, с которыми мне было бы интересно общаться |
0 |
№ 16. "Как выражается Ваше отношение к предприятию": | |
а) я горжусь тем, что здесь работаю |
5 |
б) не всегда упоминаю, где я работаю |
1 |
в) нейтральное |
4 |
№ 19. "Работа, которую я выполняю": | |
а) скучна и неинтересна |
0 |
б) мало кому нужна |
0 |
в) результаты, которые я получаю, не соответствуют затраченным мной усилиям |
2 |
г) моя деятельность важна для организации |
4 |
д) я горжусь тем, чем я занимаюсь |
4 |
№ 24. "Представьте, что Вам 17 и Вы решаете, куда пойти учиться, Вы": | |
а) выбрал(а) бы то же учебное заведение и ту же специальность |
5 |
б) выбрал(а) то же учебное заведение, но другую специальность |
2 |
в) выбрал(а) бы другое учебное заведение и другую специальность |
0 |
г) затрудняюсь ответить |
3 |
Тема 3. Какие «Мы»
Цель: продолжение занятия
1.помочь детям осознать особенности позиции ученика;
2.предоставить учащимся возможность отреагировать свои чувства в отношении учителя;
3.помочь детям принять учителя таким, какой он есть;
4.помочь ребенку осознать трудности учебы, найти внутренние ресурсы, которые помогут справиться с проблемами.
Эти зан ...
Психологическое просвещение
1) Психологическое просвещение – это важное направление деятельности практического психолога, представляющее собой совокупность методов и средств по информированию лиц, заинтересованных в психологических знаниях и имеющих отношение к воспитанию и образованию детей. (Марцинковская Т.Д.)
Психологическое просвещение – это раздел профилакт ...
Личность и закономерности ее развития
Развитие личности представляет собой активный процесс усвоения ребенком социальных норм и соответствующих им способов поведения. Он требует от него огромных усилий, направленных на овладение собственной биологической сущностью, на преодоление непосредственных естественных желаний и возможностей (вести себя как хочу и как могу) и подчине ...