Глоссарий
Страница 1

Адаптация (от лат. adaptatio — приспособлять) — в широком смысле — приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям. Адаптация человека имеет два аспекта: биологический и психологический.

Биологический аспект: адаптация — приспособление организма к устойчивым и изменяющимся условиям внешней среды. Низкорослая трава для газона не требующая стрижки.

Психологический аспект: адаптация — приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями, мотивами и интересами.

Профессиональная адаптация - процесс становления (и восстановления) динамического равновесия в системе "субъект труда — профессиональная среда".

Адаптация молодого специалиста – процесс формирования у личности устойчивого положительного отношения к задачам, традициям и перспективам предприятия, в ходе которого личность активно включается в новую для нее производственную деятельность, систему межличностных отношений, общественную и культурную жизнь предприятия, находит там условия для самореализации и превращает новую среду в основу своей жизнедеятельности.

Профессиональный рост – приобретение опыта, совершенствование квалификации, достижение вершин профессионализма.

Смысл жизни – внутренне мотивированное, индивидуальное значение для субъекта своих собственных действий, поступков, взятых как целое и переживаемых как истинное и ценностное.

Локус контроля (от лат. locus – место и controle – проверка) — вера индивида в то, что его поведение детерминируется по преимуществу либо им самим (интернальный локус контроля), либо его окружением и обстоятельствами (экстернальный локус контроля).

Приложение № 1

Ключ к обработке опросника "Оценка адаптации молодого специалиста"

Вопрос анкеты и варианты ответа

Балл

№ 5. "Через 2 года думаю, что я буду работать":

а) здесь же, в той же должности, с тем же окладом

1

б) здесь же, в той же должности с более высоким окладом

5

в) здесь же, в другой должности

4

г) в другой организации

0

№ 12. "В период адаптации на новом рабочем месте":

а) у меня был наставник, который помогал мне

5

б) пришлось разбираться во всем самому (самой), хотя я был(а) бы рад(а), если бы у меня был наставник

1

в) разбирался (разбиралась) во всем сам(а), и помощь наставника мне не требовалась

4

г) у меня был наставник, но он скорее мешал, чем помогал

0

№ 13. "Работа, которую я сейчас выполняю":

а) соответствует моему опыту и способностям

5

б) я мог(ла) бы выполнять более сложную работу

2

в) требует дополнительного опыта и знаний

3

№ 14. "Возникают ли у Вас идеи по усовершенствованию способа выполнения Ваших профессиональных обязанностей?"

а) да, у меня много новых идей

5

б) да, некоторые моменты в своей работе я бы изменил(а)

4

в) нет, я не вижу ничего, что бы я мог(ла) изменить

1

№ 15. "Завязались ли у Вас за время работы дружеские отношения с кем-либо из сотрудников?"

а) да, со всеми сотрудниками, с которыми я непосредственно работаю

5

б) да, с несколькими сотрудниками

4

в) да, с одним человеком

1

г) нет, у меня нет времени на общение с коллегами

0

д) нет, я не вижу в коллективе людей, с которыми мне было бы интересно общаться

0

№ 16. "Как выражается Ваше отношение к предприятию":

а) я горжусь тем, что здесь работаю

5

б) не всегда упоминаю, где я работаю

1

в) нейтральное

4

№ 19. "Работа, которую я выполняю":

а) скучна и неинтересна

0

б) мало кому нужна

0

в) результаты, которые я получаю, не соответствуют затраченным мной усилиям

2

г) моя деятельность важна для организации

4

д) я горжусь тем, чем я занимаюсь

4

№ 24. "Представьте, что Вам 17 и Вы решаете, куда пойти учиться, Вы":

а) выбрал(а) бы то же учебное заведение и ту же специальность

5

б) выбрал(а) то же учебное заведение, но другую специальность

2

в) выбрал(а) бы другое учебное заведение и другую специальность

0

г) затрудняюсь ответить

3

Страницы: 1 2 3 4


Тема 3. Какие «Мы»
Цель: продолжение занятия 1.помочь детям осознать особенности позиции ученика; 2.предоставить учащимся возможность отреагировать свои чувства в отношении учителя; 3.помочь детям принять учителя таким, какой он есть; 4.помочь ребенку осознать трудности учебы, найти внутренние ресурсы, которые помогут справиться с проблемами. Эти зан ...

Психологическое просвещение
1) Психологическое просвещение – это важное направление деятельности практического психолога, представляющее собой совокупность методов и средств по информированию лиц, заинтересованных в психологических знаниях и имеющих отношение к воспитанию и образованию детей. (Марцинковская Т.Д.) Психологическое просвещение – это раздел профилакт ...

Личность и закономерности ее развития
Развитие личности представляет собой активный процесс усвоения ребенком социальных норм и соответствующих им способов поведения. Он требует от него огромных усилий, направленных на овладение собственной биологической сущностью, на преодоление непосредственных естественных желаний и возможностей (вести себя как хочу и как могу) и подчине ...