Криминальная психология: психология преступного деяния, феномен преступных групп, психология несовершеннолетних (преступников)
Страница 11

Психология » Предмет, задачи и структура юридической психологии » Криминальная психология: психология преступного деяния, феномен преступных групп, психология несовершеннолетних (преступников)

Все это позволяет заключить, что психические аномалии могут оказывать криминогенное влияние двух видов. Во-первых, оно может непосредственно сказываться в ситуации преступления. Криминогенное влияние при этом в максимальной степени выявляется при ситуативных, обычно насильственных преступлениях. Однако в период между возникновением преступного умысла и его осуществлением роль аномалий не является однозначной: в зависимости от условий она может быть криминогенной, нейтральной или даже антикриминогенной. Для определения их значения необходимо учитывать клинические особенности психических расстройств и криминологические характеристики преступления. Мнение о том, что любые виды психических отклонений в любой ситуации всегда служат фактором, повышающим риск совершения преступления, является неверным.

Во-вторых, и это является наиболее существенным, психические аномалии при наличии неблагоприятных ситуационных воздействий могут содействовать возникновению антиобщественной направленности личности, формированию у нее криминальных тенденций. На начальных этапах этого процесса роль аномалий в происхождении отклоняющегося поведения и соответствующих изменений личности может быть ведущей. В последующем антиобщественное поведение обусловливается главным образом моральными дефектами личности.

Таким образом, совершение преступления подростком, имеющим психические отклонения, как и его допреступное антиобщественное поведение нельзя рассматривать в качестве естественного проявления у него психических расстройств. Мотивация преступных действий определяется группой факторов, находящихся в сложных взаимоотношениях. Как правило, имеет место взаимное влияние отрицательных факторов внешней среды и личности самого правонарушителя, при ведущей роли первого.

Подытожим рассмотрение подросткового периода формулированием ряда практических рекомендаций, полезных при осуществлении следственных действий.

Подросток, в отличие от предыдущих возрастных групп, требует со стороны следователя максимально тонкого и индивидуального подхода. Мы помним, что профилактика в этом возрасте имеет крайне важное значение. Поэтому следователь должен заблаговременно и тщательно подготовиться к допросу подростка. Здесь осуществляется уже упомянутая семейная диагностика, собирается информация из школы или училища/техникума, от соседей, друзей подростка и т.п. Вопросы должны быть корректны и кратки, поскольку для подростка характерны повышенная утомляемость и критичность.

Особое значение приобретает умение следователя вступить в психологический контакт, это очень важная стадия в процессе допроса. Для этого используются различные темы и вопросы для беседы с подростком, не имеющие значения для существа дела, касающиеся, как правило, его биографии, увлечений, интересов. Нелишне заметить, что иногда, в силу повышенной чувствительности и уязвимости подростка, следует в начале диалога с ним задать нейтральные вопросы о его друзьях. Разговор о товарищах поможет подростку перейти к разговору о нем самом, наблюдения или суждения о других часто помогают подростку косвенно рассказать о себе.

Нежелательно сразу спрашивать подростка, признает ли он себя виновным или нет, как это предусмотрено соответствующей статьей. Это может исказить весь последующий ход допроса. Кроме того, очень важно предотвращение вообще дачи ложных показаний в начале допроса. Зафиксированную ложь труднее преодолеть, поскольку допрашиваемый подросток склонен отстаивать ее.

Следователь обязательно должен учитывать отношение подследственного к поступку, степень осознания содеянного, степень психического стресса, особенности проявлений психологической защиты.

Юношеский возраст (15-17 лет).

Многое из сказанного о подростках можно с полным правом отнести и к этому возрастному периоду. Однако определенное своеобразие этого этапа, позволяющее говорить именно об отдельной возрастной стадии, вынуждает нас обозначить его особенности. В чем они заключаются?

Биологически юношеский возраст является периодом завершения физического созревания. Это время, когда молодой человек еще не выбрал четкие роли, свободен от многих социальных ограничений (период ролевого моратория, по Эриксону). Он продолжает отвечать на вопрос "кто я", но уже с большей возможностью различных социальных экспериментов, происходит расширение социального репертуара. С западной точки зрения, чем полнее и активнее человек проживает этот период, тем спокойнее и удовлетвореннее живет он потом. Гейл Шихи отмечает, что между юношеством и взрослостью есть т.н. период "вырывания корней". Человек здесь совершает то, чем он только "угрожал" в подростковом возрасте.

Центральное новообразование данного периода это профессиональное и личностное самоопределение. Завершение формирования самосознания является главной особенностью. В связи с ней формируется такая важная черта личности как самоуважение, т.е. обобщенная самооценка, степень принятия или непринятия себя как личности. Вообще юность - период стабилизации личности. Складывается система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем - мировоззрение. С этим связаны юношеский максимализм и страстность в отстаивании своей точки зрения.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12


Сокращенный многофакторный опросник для исследования личности
Вариант психологического теста Мini-Мult Зайцев В.П. Психологические тесты в последние годы начинают все шире использоваться в клинической медицине для решения разнообразных научных задач, а также в практических целях. К числу наиболее ценных методов психологического обследования больного относят MMPI (Minnesota Multiphasic Personalit ...

Сензитивный тип личности
1. В сфере отношения к людям: а) учащихся этого типа, если они хорошо учатся, следует привлекать к оказанию помощи отстающим, что они делают с удовольствием, приобретая при этом авторитет среди одноклассников; б) в отдельных ситуациях правдивые и искренние высказывания таких детей или же попытка с их стороны найти справедливое разреше ...

Характеристика базы и выборки исследования
Настоящее исследование проводилось на базе бесплатного Центра Социальной Реабилитации для наркозависимых и алкоголиков «Новая жизнь», находящийся по адресу пос. Преображенка, Ленинградская область, Кингисеппский район. В исследовании принимали участие 20 человек употребляющих наркотические вещества и находящихся на лечении в центре реа ...