Эмпирическое исследование личностных особенностей психосоматических больных. Организация и методики исследования
Страница 7

Психология » Личностные особенности психосоматических больных » Эмпирическое исследование личностных особенностей психосоматических больных. Организация и методики исследования

1 -3 стена – психовегетативная стабильность.

Лицам с такими значениями по шкале свойственна психовегетативная стабильность,

ощущение соматического благополучия, силы, здоровья, выносливости, бодрости, хорошей работоспособности. Для них характерно спокойствие, непринужденность, эмоциональная зрелость, серьезность, объективность в оценке себя и других людей.

Шкала Сенситивности (Сен)

8–10 стенов – сенситивность.

Таким испытуемым свойственны: ранимость, впечатлительность, мягкосердечность, чувствительность, жалостливость, обидчивость, склонность к волнениям, утонченная эмоциональность; негативная самооценка, связанная с осознанием собственной эмоциональной впечатлительности; художественно-интуитивное восприятие мира, эстетическая направленность интересов (природа, поэзия, музыка). В реальной жизни – недостаток практичности, решительности и настойчивости в отстаивании своих интересов: уступчивость, недостаточная смелость, избегание конфликтных ситуаций.

1 -3 стена – реалистичность.

Это эмоционально зрелые люди, рационалистичные, рассудочные, уравновешенные, здравомыслящие, реалистичные, не склонные к фантазиям, с прагматической ориентацией интересов, хорошо разбираются в практических вопросах жизни. Им не свойственна сентиментальность, эмоциональная утонченность, впечатлительность. Их интересы узки и однотипны, в своем поведении они руководствуются надежными реально ощутимыми ценностями. В общении им не хватает деликатности и тактичности, возможна бесцеремонность, самоуверенность, грубость, жесткость, которые воспринимаются как прямота и откровенность, а не как проявления озлобленности.

Шкала Робости (Роб)

8–10 стенов – робость.

Этим испытуемым свойственны: тревожность, низкая самооценка, чувство малоценности и неуверенность в себе, робость, беспокойство, застенчивость, скованность, стеснительность в социальных контактах, неумение отстаивать свои интересы, уход от конфликтных ситуаций, повышенная впечатлительность, уступчивость, неагрессивное поведение, неуверенность при субъект-объектных отношениях.

1–3 стена – социальная приспособленность.

Такие значения по шкале характерны для спокойных, решительных, смелых, уверенных в себе, жизнерадостных людей, с адекватной самооценкой, склонных к риску, адекватно реагирующих на ситуацию общения, при необходимости вступающих в конфликтные ситуации и умеющих отстаивать свои интересы. Такие люди быстро принимают решения, незамедлительно их осуществляют, не умеют терпеливо ждать, в коллективе держатся свободно, независимо.

Шкала Агрессивности (Агр)

8–10 стенов – агрессивность.

Характерны вспыльчивость, раздражительность, склонность к проявлениям вербальной агрессии (ссоры, оскорбления, угрозы), легкость и импульсивность возникновения агрессивных, гневных реакций, которые плохо контролируются. Такие испытуемые в поведении раскованы, несдержанны, склонны к взрывным реакциям агрессии по незначительным поводам, считают себя незаслуженно обиженными окружающими, обнаруживают выраженную тенденцию к противодействию внешнему давлению, прямолинейному выражению своего неодобрения окружающим.

1 -3 стена – эмоциональная уравновешенность.

Такие люди невозмутимы, сдержаны, спокойны, собраны, рассудительны, с ровным фоном настроения, хорошо контролируют свои эмоциональные реакции, тактичны в общении.

Шкала Эмоциональной лабильности (ЭмЛ)

8–10 стенов – эмоциональная лабильность.

Этим испытуемым свойственна избыточная реактивность и неустойчивость (лабильность) эмоциональных состояний. Самые незначительные события вызывают у них легкую смену спадов и подъемов настроения; малейшие неприятности погружают их в угрюмое, мрачное настроение, а приятные события легко поднимают настроение, возвращают веселье, жизнерадостность, оптимизм. Нередко колебания настроения возникают как бы спонтанно, без видимых внешних поводов. Усиленная эмоциональная реактивность сопровождается повышенной возбудимостью вегетативной нервной системы: захватывает дыхание, бросает в дрожь, пересыхает во рту, тело покрывается потом.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8


Доминирующий тип личности
1. В сфере отношения к людям: а) учителю необходимо очень осторожно вступать и диалог с родителями; детей доминирующего социально-психологического типа личности, так как они могут быть такого же типа. Беседа должна начинаться с оценки положительных сторон ребенка и затем постепенно переходить к обсуждению негативного в поведении ребенк ...

Индивидуализация темы
Задача - значимость индивидуального опыта - это расширение границ самопознания. Если в классе создана доверительная атмосфера, то дети начинают уходить от обсуждения общей темы и переходить к собственным, волнующим их проблемам: ссоре их с родителями, неудавшейся любви, потерянной дружбе, проблемам в школе и т.п. В этих случаях необход ...

Общее представление о воображении
Воображение играет огромную роль в жизни человека. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Важнейшее значение воображения в том, что оно позволяет представить результат труда до е ...