Н.Б. Шабалина при исследовании уровня умственной работоспособности на различных стадиях ГБ, отмечала, что для больных характерно привлечение внимания окружающих к своему состоянию, имеющимися затруднениями и конфликтами; на более поздней стадии наблюдались выраженные нарушения динамики в интеллектуальной деятельности. (Шабалина Н.Б., 1972.) https://www.npcprom.ru закрепление подвижного состава на железнодорожных путях.
И.К. Шхвацабал были отмечены тенденции к пессимистической оценке больными ГБ перспектив, раздражительность, внутренняя направленность, повышенная активность, несмотря на свойственное им быстрое физическое утомление. Стремление доминировать, авторитарность, склонность к независимости сочетались с высокой чувствительностью к психосоциальным стрессам. (Шхвацабая И.К., 1979.)
Общий облик больного остается в большинстве случаев депрессивно – астеноидным. Часто наблюдается слабодушие, тоскливость, плаксивость, неуверенность в своих действиях, подозрительность. В деловой жизни больные обнаруживают безынициативность, утомляемость, неспособность приспосабливаться к меняющейся обстановке среды. Память у больных почти всегда понижена. (Оганесян Л.А., 1975.)
Часто меняющаяся жизненная обстановка сопровождается настройкой адаптационных механизмов. Ситуация «стресса» предъявляет к ним повышенные требования, что проявляется различными свидетельствами адаптационного напряжения, в том числе повышением артериального давления. Психологические стрессоры играют важную роль в возникновении гипертонии. Реакции кровяного давления на такие стрессоры различны у различных лиц: при ГБ они четко выражены.
Отрицательные эмоциональные реакции повышают артериальное давление у здорового человека, но давление вновь становится нормальным, как только раздражители, вызывающие данные реакции ликвидированы. Для лиц, больных ГБ, характерно хроническое повышение артериального давления; в условиях же воздействия на них отрицательных раздражителей артериальное давление более повышается, что может привести к сердечно – сосудистым нарушениям (гипертоническим кризам, инсультам). (Меерсон Ф.М., 1981.)
Именно длительное психоэмоциональное напряжение приводит к возникновению и развитию гипертонической болезни сердца, считают В.П. Соколов и Г.Т. Ковалевская. Психическая напряженность – это своеобразная форма отражения субъектом трудной (фрустрирующей) жизненной ситуации. Психическая напряженность возникает в результате не разрешения противоречий между личностью и значимыми для нее сторонами действительности. Неумение найти выход из фрустрирующей ситуации влечет за собой психическую и физиологическую дезорганизацию личности, что впоследствии сможет вызвать функциональные нарушения, в частности – ГБ. (Соколов В.П., Ковалевский Г.Т., 1971.)
В работах «ранних» психосоматиков К. Бингер, Ф. Александера, В. Харис, подчеркивались как основные личностные черты больных ГБ: скрытность, упрямство, неудовлетворенность собой и окружением, враждебная настроенность, сочетающаяся с выраженным контроле и подавлением агрессивных тенденций поведения, что приводило к постоянной внутренней напряженности и тревоге. Однако в дальнейших исследованиях отмечались и неуверенность, и личная несостоятельность, и чувствительность к критике, и тенденция обнаруживать интенсивную реакцию в форме депрессии на психологический стрессор. (Кулаков С.А., 2003.)
Дисгармоничность, акцентуированность личностных характеристик больных отмечена в работах Ленинградского института им. В.М. Бехтерева и в исследованиях последних лет, проведенных в 1-м Московском медицинском институте А.Д. Соловьевой, Ф.И. Комаровым, А.М. Вейном и С.Н. Коцюком. Особенности личности выступают, по мнению А.М. Вейна, как фактор, обусловливающий негативное поведение вегетативных реакций, сопровождаясь избыточным увеличением тонуса сосудов сопротивления при физической нагрузке и недостаточным приростом сердечного выброса при напряжении. (Губачев Ю.М., Стабровский Е.М., 1981.)
Трансактный анализ
В теории Э. Берна нет четкого определения и понимания сущности наркомании. В соответствии с его теорией нормальное развитие личности происходит, когда важнейшие аспекты Родителя, Взрослого и Ребенка согласуются друг с другом. Это люди с хорошими границам Я, у которых могут быть серьезные внутренние конфликты, но которые способны сбаланс ...
Диагностика эмоциональных комплексов у дошкольников после психокоррекции
III этап –
контрольный. С целью проверки эффективности проводимой с коррекционной программы, направленной на снижение уровня тревожности, была проведена повторная психологическая диагностика, с использованием тех же методик, что и на начальном этапе, и которая позволила проследить динамику снижения тревожности у детей дошкольного возра ...
“Какое вы блюдо?”
Цель упражнения: введение в изучение другой культуры, знакомство с традициями.
Инструкция: Участники тренинга разбиваются на команды по признаку принадлежности к той или иной культуре. Размер группы должен быть примерно одинаковым, если одна из кльтурных групп намного больше, чем другая, ей следует также разделиться на несколько.
Кажд ...