Анализирующий этап результатов деятельности.
Страница 1

Педагогу необходимо осознавать результаты своей деятельности. Процессы осознания присутствую в условиях каждой проблемной ситуации, и сознательное постижение проблемы открывает ее для последующего мышления. В этом смысле осознание противоположно рефлексии. Если осознание есть постижение целостности ситуации то рефлексия, напротив, членит это целое (например, ищет причину затруднений, осуществляет анализ ситуации в свете цели деятельности). Таким образом, осознание является условием рефлексии и мышления, поскольку оно дает понимание ситуации в целом. Педагог вынужден постоянно осуществлять контроль за результатами своей работы.

На этом этапе важное место занимает: гностическая деятельность педагога. Гностическая деятельность связана со сферой знаний педагога. Причем речь идет не только о знании своего предмета, по и о знании средств педагогической коммуникации, о знании психологических особенностей лич­ности учащихся, а также об особенностях своей личности и деятельности учащихся по освоению содержания образования. Контроль за усвоением знаний занимает важное место в гностической деятельности педагога, поэтому контроль неотъемлемая часть обучения и зависимости от функций, которые выполняет контроль в учебном процессе, можно выделить три основных его вида: предварительный, текущий, и готовый.

Предварительный контроль состоит в установлении исходного уровня разных сторон личности учащегося и, прежде всего, исходного состояния познавательной деятельности.

Текущий контроль является функцией обратной связи. Обратная связь позволяет преподавателю получать сведения о ходе процесса усвоения зна­ний у каждого учащегося. Она составляет одно из важнейших условий успешного протекания процесса усвоения.

Огромное значение обратной связи в обучении известно давно. К сожалению, школьная практика до сих нор не обеспечивает систематическую обратную связь.

Обратная связь должна нести не только соответствие моделируемого педагогом о правильности или неправильности конечного результата, но и давать возможность осуществлять учащимся самоконтроль в ходе учебного процесса, следить за этими действиями обучаемого.

Обратная связь должна нести следующую информацию:

а) выполняет ли обучаемый действие, которое намечено;

б) правильно ли его выполняет;

в) соответствует ли форма действия данному этапу усвоения;

г) формируется ли действие с должной мерой обобщения, освоения (автоматизированности, быстроты выполнения и др.) и т.д.

Итоговый контроль используется для оценки результатов обучения. Выделяется четыре уровня усвоенности знания:

1) уровень узнавания,

2) уровень воспроизведения, уровень применения знаний в привычных условиях и

4) уровень применения в новых условиях (творческое применение знаний).

Важное значение для формирования положительной мотивации у учащихся занимает опенка и отметка, выставляемые педагогом, особенно, если эта отметка не совпадает с ожиданиями учащегося. Разные исследователи по-разному трактуют оценку и отметку. Оценка позволяет определить, в какой степени усвоен способ решения учебной задачи и насколько результат учебных действий соответствует конечной цели. Оценка «сообщает» школьнику, решена или не решена им данная учебная задача.» Психологу следует привлечь внимание учителей к проблеме оценки, имеющем существеннейшее значение для развития личности школьника. Оценка нетождественна отметке. Их различение является важным условием психологически грамотного построения и организации учебной деятельности. Оценка это процесс оценивания, осуществляемый человеком для выявления на сколько учащийся продвинулся с первоначального уровня владения знаниями, навыками и умениями. Отметка является результатом процесса обучения, его условно-формальным отражением в баллах и характеризуется сличением имеющихся знаний, умений с образцом.

В развернутой оценке отмечаются не только продемонстрированные школьником знания, но также его усилия и старания, рациональность приемов работы, мотивы учения и т. д. Указание на положительные стороны работы ребенка является обязательным компонентом такой оценки. Ведь всегда можно найти, и что похвалить ученика.

К сожалению, в практике обучения учитель чаще всего ограничивает процесс оценивания «объявлением» отметки, если же какое-либо суждение иногда и высказывается, то лишь как необязательное добавление к ней. Такой подход к оцениванию, безусловно, неэффективен. Он сводит работу учителя «к приложению известных немногих шаблонов и в значительной степени освобождает учителя от тонкой и довольно сложной умственной работы - от вникания в индивидуальные особенности детей».

Страницы: 1 2 3


Формирующий эксперимент
При проведении формирующего эксперимента использовались комплексы игр направленные на развитие познавательных процессов у детей. Комплексы игр представлены в приложении. После констатирующего эксперимента было выяснено, что в группе есть дети, которых можно отнести к низкому уровню развития познавательных процессов, поэтому формирующий ...

Психологическая природа тревоги
Тревога - отрицательно окрашенная эмоция, выражающее ощущение неопределённости, ожидание негативных событий, трудноопределимые предчувствия. В отличие от причин страха, причины тревоги обычно не осознаются, но она предотвращает участие человека в потенциально вредном поведении, или побуждает его к действиям по повышению вероятности благ ...

Нейрофизиологические основы черт и типов
Наиболее увлекательным аспектом теории Айзенка является его попытка установить нейрофизиологическую основу для каждой из трех суперчерт или типов личности. Интроверсия-экстраверсия тесно связана с уровнями корковой активации, как это показано электроэнцефалографическими исследованиями. Айзенк использует термин «активация» для обозначени ...