Социальная реабилитация детей - это пригодности, способности их к действиям, поведению и общению в обществе при этом способности детей должны отвечать ожиданиям общества. Осуществление социальной реабилитации детей из семей алкоголиков возвращает им социальное достоинство, что означает осознание человеком своей ценности, значимости, признание этой ценности и в другом человеке. На этом основании формируется требовательность, человека к себе, к своему поведению и поступкам.
Вопросами социальной реабилитации детей начали заниматься совсем недавно. Лишь два десятилетия назад работа с детьми из семей алкоголиков заключалась в том, что-либо родителей лечили от алкоголизма, либо их лишали родительских прав, а детей отправляли в детские дома и интернаты, где основной упор делают на обеспечение жизненно важных потребностей и обучения. Мало внимания уделялось тому, что дети из алкогольных семей из-за неблагоприятных условий воспитания или отсутствия такового, входят во взрослую жизнь совершенно неподготовленными, не могут адаптироваться в группе сверстников и испытывают большие трудности в общении. Это дало стимул к пониманию того, что работа с детьми алкоголиков должна носить комплексный характер, обязательно учитывая и психические особенности детей. Е.М. Мастюкова считает, что коррекция нервно-психических нарушений у детей из алкогольных семей предполагает проведение лечебно-оздоровительных и психолого-педагогических мероприятий.
Непрерывность лечебно-коррекционного процесса обеспечивается преемственность в работе различных служб и учреждений, в которых находится ребенок.
Особенно важная роль принадлежит специализированному уходу и лечению в раннем возрасте, когда имеет место наиболее интенсивное психическое развитие ребенка. Именно в этот ответственный период ведущую роль в становлении психики играет общение с взрослыми. Поэтому организация эмоционально положительного окружения, в котором воспитывается ребенок, является той основой, на которой осуществляется весь лечебно-коррекционный и воспитательный процесс.
Комплексная лечебно-коррекционная работа включает организацию правильного режима, полноценного питания, физического воспитания, стимуляцию психического развития, логопедическую работу, медикаментозное лечение и психотерапию.
Все эти мероприятия должны быть индивидуальны с учетом возраста. физического и нервно-психического состояния ребенка.
Важно следить за оформлением помещения, в котором находится ребенок. В специальных детских учреждениях, куда попадают дети родителей, страдающих хроническим алкоголизмом, имеют значение даже такие детали, как окраска стен. расцветка штор, оформление игровых комнат и т. д.
Для детей раннего возраста необходимы яркие, крупные, легкие пластмассовые игрушки, а также игрушки средней величины, которые легко можно взять в руку и с которыми можно производить различные манипуляции. Важно, чтобы у ребенка было постоянное место для сна, приема пищи, а позже - для личных вещей.
Благоприятное влияние на психическое состояние детей оказывает проведение специальных музыкальных занятий. Музыка успокаивает ребенка, вызывает у него положительные эмоции способствует развитию его речи.
Основной задачей психолого-педагогических мероприятий является предупреждение трудностей обучения и нарушений поведения, а также патологического развития личности у данного контингента детей и подростков. Все психолого-педагогические воздействия имеют не только профилактическую, но и лечебно-коррекционную направленность.
Рыбак рыбака видит издалека
Коль скоро богатство - это власть, то всякая власть неизбежно, тем или иным способом, приберет к рукам богатство. (Эдмунд Берк)
Кажется, что мужчины имеют прямо-таки "инстинкт власти". Западные психологи открыли, что модели поведения на работе связаны с системами коры головного мозга, напоминающими мозг рептилий. Именно они, ...
Системный подход
С позиций системного подхода наркоманию можно определить как системный комплекс, который включает элементы, различные по своей природе, уровню и динамике. Если рассмотреть наркоманию с точки зрения системной семейной психотерапии, то это семейное заболевание, "семейная проблема". Наркоман "вовлекает" в болезнь всех б ...
Основные типы конфликтов.
Внутриличностный конфликт.
Участниками конфликта являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности, чувства и т.п.
Межличностный конфликт.
Анализ показывает, что в основе таких конфликтов, как правило, лежат объективные причины ...